Разделы

Наука Маркет

Будущее в космосе принадлежит роботам

Гибель шаттла "Челленджер" 20 лет назад нанесла тяжелый удар по пилотируемой космонавтике и одновременно явилась началом "золотого века" для космических роботов.
Проблемы, связанные с эксплуатацией шаттлов, настолько серьезны, что NASA собирается к 2010 году полностью отказаться от их использования, заменив на современную и более вместительную версию модуля Apollo с разгонным блоком предыдущих моделей шаттлов. После потери «Колумбии» в 2003 году в строю осталось только 3 космических челнока, а для завершения строительства МКС необходимо сделать еще 18 вылетов. Если шаттлы перестанут регулярно доставлять грузы на МКС, NASA будет вынуждено приостановить, а, возможно, и прекратить установку научных модулей на МКС, произведенных в Европе и Японии, общей стоимостью свыше $1.3 млрд.

Помимо строительства МКС, еще одно важное событие в пилотируемой космонавтике — запуск китайского корабля «Шэньчжоу-5» в 2003 году. Таким образом, Китай стал третьей державой, отправившей человека в космос.

Однако все эти проекты никак не могут считаться инновационными и требуют вложения огромных средств. Китайский проект «Шэньчжоу» - обновленная версия советского «Союза» — скорее шаг назад на 40 лет.

Научные результаты, полученные в ходе проведения пилотируемых миссий, не сопоставимы с затратами и риском. Европейское космическое агентство (ESA), к примеру, выделяет только одну восьмую своего бюджета на пилотируемую космонавтику и не собирается строить пилотируемый корабль, предпочитая пользоваться услугами российских или американских. Львиная доля бюджета ESA уходит на создание и эксплуатацию пусковых установок, ракет-носителей, научных спутников или космических зондов, приносящих хорошую прибыль. Так же действует и Япония.

В настоящее время NASA пытается восстановить утраченную репутацию в этой области освоения космоса и активно продвигает проекты пилотируемых полетов. Ведутся переговоры с иностранными партнерами по созданию базы на Луне к 2018 году и по проекту высадки людей на Марс. Однако из-за растущих проблем в работе над проектом МКС будущее этих миссий также пока остается неопределенным.

Валерий Бадма-Халгаев, Мособлбанк: В ближайшем будущем ИИ будет интегрирован в большинство средств защиты информации
безопасность

«Экспедиция к Луне, конечно, представляет для нас большой интерес, но для Европы путешествие на Марс более привлекательно с научной точки зрения», — комментирует г-н Жан-Жак Фавье, геолог и бывший астронавт, заведующий стратегическим отделом в Национальном центре космических исследований Франции (CNES).

Но даже в этом случае успех марсианской пилотируемой миссии в основном будет зависеть от высокоскоростных ракет, позволяющих уменьшить время перелета, и от роботов, которые будут помогать человеку проводить научные исследования.