Будущее в космосе принадлежит роботам
Гибель шаттла "Челленджер" 20 лет назад нанесла тяжелый удар по пилотируемой космонавтике и одновременно явилась началом "золотого века" для космических роботов. Проблемы, связанные с эксплуатацией шаттлов, настолько серьезны, что NASA собирается к 2010 году полностью отказаться от их использования, заменив на современную и более вместительную версию модуля Apollo с разгонным блоком предыдущих моделей шаттлов. После потери «Колумбии» в 2003 году в строю осталось только 3 космических челнока, а для завершения строительства МКС необходимо сделать еще 18 вылетов. Если шаттлы перестанут регулярно доставлять грузы на МКС, NASA будет вынуждено приостановить, а, возможно, и прекратить установку научных модулей на МКС, произведенных в Европе и Японии, общей стоимостью свыше $1.3 млрд.Помимо строительства МКС, еще одно важное событие в пилотируемой космонавтике запуск китайского корабля «Шэньчжоу-5» в 2003 году. Таким образом, Китай стал третьей державой, отправившей человека в космос.
Однако все эти проекты никак не могут считаться инновационными и требуют вложения огромных средств. Китайский проект «Шэньчжоу» - обновленная версия советского «Союза» скорее шаг назад на 40 лет.
Научные результаты, полученные в ходе проведения пилотируемых миссий, не сопоставимы с затратами и риском.
Европейское космическое агентство (ESA), к примеру, выделяет только одну восьмую своего бюджета на пилотируемую космонавтику и не собирается строить пилотируемый корабль, предпочитая пользоваться услугами российских или американских.
Львиная доля бюджета ESA уходит на создание и эксплуатацию пусковых установок,
В настоящее время NASA пытается восстановить утраченную репутацию в этой области освоения космоса и активно продвигает проекты пилотируемых полетов.
Ведутся переговоры с иностранными партнерами по созданию базы на Луне к 2018 году и по проекту высадки людей на Марс.
Однако

«Экспедиция к Луне, конечно, представляет для нас большой интерес, но для Европы путешествие на Марс более привлекательно с научной точки зрения», комментирует
Но даже в этом случае успех марсианской пилотируемой миссии в основном будет зависеть от высокоскоростных ракет, позволяющих уменьшить время перелета, и от роботов, которые будут помогать человеку проводить научные исследования.