Разделы

Цифровизация SMB Инфраструктура Внедрения

С 2011 г. российское здравоохранение переходит на электронные медицинские карты и удаленную запись к врачам

С 2011 г. российское здравоохранение переходит на электронные медицинские карты и удаленную запись к врачам. Об этом сообщил директор департамента информатизации Министерства здравоохранения и социального развития РФ Олег Симаков, выступая на презентации «Компьютерные и информационные технологии в здравоохранении» в рамках VI Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России».

«В программе модернизации здравоохранения есть часть, связанная с информационными технологиями. Мы сегодня стоим на старте проекта информатизации», - сказал Олег Симаков.

Правительство РФ выделяет на информатизацию здравоохранения около 24 млрд руб., который пойдут в субъекты РФ в ближайшие два года. Согласно словам Симакова, проект информатизации состоит из 4 этапов: 2009-2010 гг. - нулевой этап, на котором происходит разработка системного проекта и концепции развития информатизации в здравоохранении; 2011–2012 гг. - внедрение электронной медицинской карты, удаленной записи к врачу и ряда других решений; 2012-2015 гг. – наполнение электронной медицинской карты, полноценное владение технологией сбора информации с рабочих мест каждого лечебного учреждения, паспортами лечебных учреждений, их ведение, эксплуатация регистра медицинского персонала; 2015–2020 гг. - полноценная работа всех медицинских учреждений в автоматизированном режиме.

«Сейчас мы энергично с экспертами и разработчиками систем готовим первую редакцию электронной медицинской карты. Честно скажу, процесс идет очень тяжело. Мы оцениваем стоимость перехода на электронную медицинскую карту в пределах 3 – 3,5 млн руб. на стандартную систему. И всего два основных требования – это, прежде всего, использование единой электронной медицинской карты и единых классификаторов.

Сейчас у нас впервые делается регистр медицинского оборудования, который должен обеспечить внятную классификацию всего оборудования, чтобы можно было понимать, что уже имеется, что нужно дозакупить. В паспорте будет отражаться процент амортизации, интенсивность использования и т.д.

Плюс регистр медицинского персонала. На сегодня более полутора миллионов сотрудников отрасли уже находят отражение в этом реестре медицинского персонала. Нам осталось меньше 20% еще внести. Тогда будет понятно, как планировать развитие персонала. Есть проблемы с квалификацией, есть понимание, как совершенствовать работу. У нас очень хорошее взаимодействие наладилось с компаниями «» и «Парус». Они за счет своих средств подготовили механизмы выгрузки информации из кадровых подсистем. Аналогичную работу мы с коллегами проведем в части выгрузки основных средств для облегчения заполнения и контроля заполнения паспортов лечебных учреждений. Мы хотели бы, чтобы изменения вносились в массивы данных по мере их появления. Это приведет к тому, что отчетность будет представлять из себя всего лишь формирование отчета из базы данных. В октябре будем внедрять систему управления классификаторами отрасли. Нам потребуется не менее 3 месяцев, чтобы она нормально заработала», - заявил Олег Симаков.

«Имея паспорт ЛПУ, регистр медперсонала и электронную медицинскую карту мы сможем перейти от отчетности к аналитике. Т.е. формирование из электронных массивов всего набора статистической информации, которую сейчас в неимоверном количестве лечебные учреждения предоставляют в органы управления здравоохранением и соответствующим органам управления. Только это даст значительную экономию сил и средств в рамках лечебного учреждения», - заключил он.

По словам Симакова, мы имеем дело с миллиардом посещений лечебных учреждений в год. По каждому посещению выполняются операции, связанные с фиксацией, отображением этого посещения. Т.е. рутинные операции на бумаге, которую потом трудно обработать. Средний заведующий отделением от 5 до 15% своего времени тратит на оформление разного рода документации, отрываясь от врачебного времени. Информатизация здравоохранения выполнит целый ряд задач на различных уровнях – для государства, лечебных учреждений и простых людей.

4 проблемы ИТ в филиалах и способы их решения
Интернет

Кроме того, по его словам, затраты на информационные технологии составляют 1,5 – 7%, что является средним отраслевым процентом затрат. При этом они дают реальную экономию средств и времени.

«Информационные технологии это не дешево и по аналитическим данным медицинские учреждения в Европе от 2 до 5% от оборотных средств расходуют ежегодно на информатизацию. У нас получается такая же пропорция в части затрат на обсуждаемый раздел работы. При этом хотелось бы отметить, что зачастую информационные системы покупаются, но не применяются должным образом в работе. Активное применение установленных и вновь развернутых информационных систем в нашем учреждении позволило заработать более 100 млн руб. за год и привлечь на лечение к 12 000 пациентам предыдущего года еще более 15 000», - констатирует главный врач ФГУ «Клиническая больница» Управления делами президента Российской Федерации д.м.н. Елена Яшина.

«Существующие информационные системы представляют собой комплекс разрозненных автоматизированных рабочих мест, а не единую информационную среду. В результате возможность интеграции существующих программных решений весьма ограничены», - говорится в концепции развития здравоохранения до 2020 г.

На рынке информационных технологий работает большое количество разработчиков, каждый из которых предлагает свои варианты ПО. Предполагается, что при введении единой информационной системы будут даны необходимые данные для того, чтобы разработчики могли доработать свою систему. Как отмечает Олег Симаков, большая часть разработанных в РФ систем может быть легко доработана до стандартных требований. Это очень важно, так как во многих регионах РФ уже есть успешный опыт внедрения и функционирования компьютерных и информационных технологий в здравоохранении.

Дмитрий Бондарь, «РТК-Солар»: Зрелость отечественных решений IdM сопоставима с иностранными
Импортозамещение

«591 постановление Правительства РФ, подписанное 2 августа с.г. открыло возможность реализовывать пилотный проект. В октябре 2010 г. стартуют пилотные проекты по информатизации в федеральных медицинских учреждениях. Сейчас мы находимся на этапе уточнения технических требований к конкурсным мероприятиям. Времени мало, мы перешли уже практически на круглосуточную работу. Мы сделаем все, чтобы та часть работ, которая запланирована на этот год, была выполнена. Апробация проектов будет длиться до июля следующего года.

Для того, чтобы был полноценный эксперимент, у нас будет две модели SAAS и SOO по архитектуре. Есть интересные предложения. Совместно с «Ростелекомом» и Минкомсвязи мы будем реализовывать технологию программного обеспечения как сервис, предоставляемый из единого центра субъекта по технологии SAAS. И в то же время более традиционные предложения, это когда информационная система SOO располагается в медицинском учреждении и обеспечивает рабочие места. Единственное что будет характерно для обеих моделей – переход на тонкого клиента. Это позволит уменьшить затраты на оборудование, сократить затраты на защиту данных и на ряд других параметров системы. Мы считаем, что переход на тонкого клиента, вне зависимости от архитектуры SAAS и SOO даст не менее 30-35% экономии общих расходов. А если нам удастся в полном объеме реализовать те предполагаемые эффекты от технологии SAAS, то возможна и большая экономия» - добавил Симаков.

Михаил Иванов