Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

iSuppli: ТВ-рынок - локомотив производства дисплеев

Ожидания быстрого роста рынка дорогих телевизоров привели к значительному увеличению инвестиций в производство тонкопленочных жидкокристаллических дисплеев и повышенному интересу к технологиям производства дисплеев больших размеров. «Общество производителей информационных дисплеев» (Society for Information Display, SID) провело конференцию, на которой обсуждались вопросы дальнейшего непрерывного роста производства в этом секторе, а также будущее место на рынке таких технологий, как плазменные панели, проекционные телевизоры и т.д.

В настоящее время именно телевизоры больших размеров рассматриваются как главная область применения плоскопанельных дисплеев. Это становится все более очевидным при рассмотрении последних продуктов, которые ведущие компании выпускают на рынок. Sharp представил телевизор с диагональю 45 дюймов, LG.Philips LCD уже приступил к сборке 37-дюймовых телевизоров, Samsung планирует в этом году выпустить на рынок 46-дюймовую модель.

Индустрия тонкопленочных жидкокристаллических дисплеев сейчас испытывает невиданный прилив инвестиций в производство. Лидирует Sharp, который ранее в этом году открыл первую фабрику 6-го поколения, Samsung планирует начать производство на фабрике 7-го поколения в 2005 г., а также объявил о планах строительства линии 8-го поколения, которая начнет выпуск продукции не позднее 2008 г. Примерная стоимость этой фабрики оценивается в $3 млрд., ее основным продуктом будут стеклянные подложки размером до 2.3х2.6 м.

Однако, пока ситуация складывается так, что ведущие поставщики компонентов и материалов для производства ЖК-дисплеев инвестируют в свое производство значительно меньшие средства, чем их покупатели-производители. Основная причина этого – неуверенность поставщиков в агрессивную стратегию расширения рынка TFT LCD, которую проповедуют ведущие производители.

Так, инвестиции в строительство новых мощностей для производства подложек, цветных фильтров, поляризаторов и других компонентов ЖК-дисплеев, значительно меньше, чем инвестиции в сами заводы по производству дисплеев, и не превышают $100 млн. Эффективность этих инвестиций напрямую зависит от того, насколько успешно будет производство и продажа конечного продукта. Каждая фабрика заказывает определенное количество необходимых компонентов и от того, насколько точно она сможет придерживаться производственного плана, напрямую зависят доходы и издержки поставщиков-смежников. В то же время поставщики компонентов, как правило, значительно уступают своими размерами крупным компаниям-производителям, вследствие чего менее устойчивы к коммерческим рискам.

По мнению ряда аналитиков, сокращение производства компонентов пойдет на пользу всей индустрии ЖК-дисплеев. В случае если количество построенных фабрик станет слишком велико, то сокращение производства позволит избежать кризиса перепроизводства. Другая положительная сторона сокращения производства – возможность избежать резкого колебания цен, а значит, повышение прибыли компаний. В настоящее время большинство аналитиков прогнозируют, что дальнейший рост продаж ЖК-телевизоров приведет к быстрому падению цен на них, что в свою очередь может нанести серьезный удар по растущему рынку.

Проблема же состоит в том, что амортизация средней стоимости постройки и запуска одной фабрики, которая сейчас составляет порядка $2 млрд., при условии снижения производства затруднит получение прибыли. Сторонники другой теории развития рынка ЖК-дисплеев считают, что с увеличением размеров фабрик и их продуктивности, доля расходов на амортизацию по отношения к совокупной стоимости будет ниже, чем сейчас.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Наиболее острые дискуссии вызывает вопрос о том, какие именно телевизоры займут доминирующее положение на рынке – тонкопленочные ЖК или плазменные панели. Ларри Уэбер (Larry Weber), создатель технологии производства плазменных панелей, представил данные, согласно которым срок эксплуатации плазменных панелей больше, чем у ЖК-дисплеев, хотя раньше считалось, что ситуация прямо противоположна. Конечно, эти результаты нельзя назвать строго научными, однако они указывают на постепенные улучшения в технологии производства плазменных панелей.

Тем не менее, в настоящее время, PDP играют на рынке значительно меньшую роль по сравнению с LCD. Из всех производителей PDP только Samsung непосредственно присутствовал на конференции, подразделение концерна Matsushita - Plasmaco - также представило образцы своей продукции. Более низкий уровень маркетинга пока не позволяет плазменным панелям рассчитывать на успех в битве с ЖК-дисплеями.

Еще одним перспективным направлением на рынке больших телевизоров является производство проекционных телевизоров, которые благодаря применению технологии цифровой обработки света, разработанной Micro LCD и Texas Instruments, становятся все более сильными конкурентами ЭЛТ-телевизорам. Однако настоящей сенсацией стала демонстрация новейшей технологии LCOS (жидкие кристаллы на кремнии) – в 34-дюймовой неорганической электролюминесцентной панели iFire. Разработчики технологии OLED, в основе которой использование органических светодиодов, также продолжают свое наступление на рынок телевизоров: Royal Philips Electronics представил 13-дюймовую панель, Samsung – 17-дюймовую.

На рынке плосокопанельных телевизоров начинается период жесткой конкурентной ценовой борьбы, которая неизбежна вследствие обновления парка кинескопных телевизоров. Очевидно, что емкость рынка – десятки миллионов единиц, однако пока рост спроса позволяет активно развиваться всем представленным технологиям.