Разделы

Безопасность Госрегулирование Телеком Мобильная связь

Каждый четвертый россиянин скучает без спам-звонков

С 1 сентября 2025 г. россияне получили возможность установить блокировку спам-звонков через мобильного оператора. В результате под блокировку стали попадать все звонки от юридических лиц, включая сервисные, например с кодами подтверждений. Эксперты edna провели исследование и выяснили, как россияне относятся к такой блокировке и какие каналы связи будут хорошей альтернативой телефонному обзвону. Результаты показали, что 43% россиян положительно относятся к блокировке, но четверть (25%) уже заскучала без массовых обзвонов. Почти каждый десятый (8%) сказал, что теперь ему не на кого будет сорваться. Об этом CNews сообщили представители edna.

В опросе приняли участие 1578 человек, мужчин и женщин из всех регионов России.

Почти половина россиян (44%) не знают о возможности заблокировать спам-звонки через оператора. Однако многие уже установили такой запрет. Из них 17% отметили, что звонков после установки ограничений действительно стало меньше. Из 8% установивших запрет половина не может получить нужный звонок, другая половина не видит изменений. А 7% респондентов пока не запрещают спам-звонки, так как опасаются пропустить важный. Еще 10% россиян планируют установить запрет в ближайшее время. При этом у 14% участников опроса уже стоял блокировщик.

Станет спокойнее: как россияне относятся к блокировке спам-звонков

По мнению экспертов, одна из проблем, связанных с блокировкой звонков, — ухудшение клиентского опыта, так как компании не смогут дозвониться до клиентов. Однако почти половина (48%) россиян не хотят получать такие звонки и предпочитают связываться с компаниями самостоятельно. Еще 16% желают получать SMS-уведомления, а 11% — перенести коммуникацию в мессенджеры. По мнению 8% участников опроса, должно быть несколько каналов коммуникаций, чтобы можно было выбрать подходящий. Телефонные звонки считают удобными только 12% россиян, электронную почту выбрали 5%.

Треть россиян (33%) уверена: после блокировки спам-звонков станет спокойнее, а 22% считают, что эта мера никак не скажется на их жизни. Еще 15% отметили, что теперь они будут меньше отвлекаться на телефон. Четверть участников опроса уже скучает без массовых обзвонов и опросов, а 8% признались: теперь будет не на кого сорваться. После блокировки спама 5% стали отвечать вообще на все вызовы.

Data-mesh: определен главный тренд в области хранения и доступа к данным
цифровизация

«На фоне блокировок звонков бизнесу стоит обратить внимание на омниканальный подход, дать людям возможность выбрать удобные для них способы коммуникации. Россияне устали от огромного количества поступающих звонков и в целом положительно воспринимают возможность запрета. При этом для компаний такой запрет грозит ухудшением коммуникации с клиентами. Чтобы этого не произошло, стоит расширять взаимодействие и наряду с телефонными звонками использовать текстовые каналы коммуникации — мессенджеры, социальные сети, для отправки сервисных сообщений — SMS, push-уведомления, звонки в мобильное приложение, голосовые push. Оптимизировать расходы на отправку важной информации, например кодов доступа, поможет каскадная рассылка: сначала сообщение отправляется в самый дешевый канал. Если оно не доставлено, то далее используется более дорогой способ. Таким образом сообщение может быть отправлено последовательно в несколько каналов», — сказал Александр Дубровин, бизнес-партнер в ИТ-компании edna.

Альтернативы блокировкам

Практически половина (43%) россиян считают блокировку спама хорошим выходом. Однако 17% хотят увидеть новые решения этой проблемы. В качестве удобной альтернативы участники опроса предлагают выборочную блокировку спам-звонков (12%), возможность выбирать, кто может им звонить (11%), текстовую коммуникацию в мессенджерах, включая Max (9%). Еще 8% хотели бы полностью блокировать все звонки от компаний.

Возможность клиента самостоятельно заблокировать через оператора спам-звонки требует от бизнеса более гибкого подхода к коммуникациям. Россияне хотят контролировать свое взаимодействие с компаниями, выбирать каналы и время взаимодействия. Бизнесу необходимо учитывать эти ожидания — внедрять омниканальность, чтобы выстраивать коммуникацию и создавать положительный клиентский опыт.