Разделы

Цифровизация Внедрения Искусственный интеллект

Президентская академия впервые внедрила диалоговые тренажеры на основе генеративного ИИ

До сих пор диалоговые тренажеры на основе генеративного искусственного интеллекта использовались преимущественно при подготовке будущих силовиков, ИТ-специалистов, инженеров и медиков. Президентская академия впервые применила этот инструмент для обучения студентов социо-гуманитарных направлений. Участниками эксперимента стали учащиеся 1-2 курсов факультета «Менеджмент гостеприимства и индустрии спорта», а полученные результаты превзошли все ожидания. Об этом CNews сообщили представители Президентской академии.

«Диалоговые тренажеры на основе генеративного ИИ представляют собой перспективное средство обучения в области социо-гуманитарных наук, объединяя преимущества цифровой образовательной среды и методические возможности искусственного интеллекта. Они обеспечивают оперативную обратную связь, глубокую персонализацию и контекстную адаптацию учебного материала, что позволяет повысить качество подготовки специалистов, готовых к работе в быстро меняющемся профессиональном и социальном пространстве», – сказал один из авторов исследования, директор проекта Дирекции приоритетных образовательных инициатив Академии Петр Отоцкий.

Для эксперимента по оценке эффективности диалогового тренажера на базе генеративного ИИ в сравнении с традиционными методами обучения были отобраны студенты 1–2 курсов факультета гостеприимства и индустрии спорта. В исследовании участвовали две группы: экспериментальная – 18 студентов, прошедшие обучение на диалоговом тренажере и контрольная – 14 студентов, обучавшиеся традиционными методами без использования тренажера.

Для выявления преимуществ и недостатков освоения данной темы с помощью диалогового тренажера совместно с компанией «ПрофДиалог» была разработана технология обучения по тематике разрешения конфликтах ситуаций в индустрии гостеприимства на английском языке. Инструмент был создан в виде веб-приложения с интуитивным веб-интерфейсом.

Экспериментальной группе в качестве домашней работы была поставлена задача практически закрепить темы с применением диалогового тренажера, выступая в роли менеджеров гостиничного и ресторанного звена, а нейросеть имитировала поведение недовольного гостя. При этом тренажер автоматически анализировал как профессиональные действия участника, так и языковые навыки (грамматика, профессиональная лексика) по 10-балльной шкале.

Условием завершения этапа была не однократная попытка, а доведение показателей студентов до 8–9 баллов из 10 по внутренней шкале оценки качества коммуникации. По завершении каждой сессии система формировала персонализированные задания и рекомендации для совершенствования коммуникативных и лингвистических компетенций, а также предоставляла план беседы и алгоритм анализа.

Тем временем студенты контрольной группы отрабатывали аналогичные ролевые сценарии только в классе, без практической домашней работы на диалоговом тренажере. Оценка их действий проводилась преподавателем по тем же критериям, заложенным в нейросеть, а все диалоги обеих групп транскрибировались для последующего сравнительного анализа.

Количественные показатели подтвердили эффективность диалогового тренажера: студенты экспериментальной группы продемонстрировали на 70% лучшие результаты в моделировании процесса разрешения конфликтов по сравнению с контрольной группой, обучавшейся традиционно. Кроме того, 68% участников, работавших с тренажером, повысили уровень владения английским языком по шкале CEFR, что подтверждает значительный вклад инструмента в развитие коммуникативной компетенции и профессиональной лексики.

В числе плюсов тренажера по сравнению с традиционными методами обучения и высокая степень интерактивности и реалистичности диалогов, поскольку нейросеть динамически формирует сценарии реальных гостевых жалоб, мгновенно адаптируясь к ответам студента. В отличие от статичных примеров учебников, диалоговый тренажер усложняет или упрощает беседу в зависимости от скорости и качества реакции обучающегося, что позволяет максимально приблизить образовательную среду к реальным условиям ресторанного и гостиничного сервиса.

Другой плюс – персонализация обучения за счет учета специализации каждого студента. Тренажер генерирует конфликтные ситуации, соответствующие профилю слушателя, будь то гостиничный бизнес, ресторанный сектор и пр. Эта адаптивная модель позволяет сконцентрироваться на отраслевой лексике и профессиональных сценариях, делая каждое взаимодействие максимально релевантным будущей профессиональной деятельности.

Digital Q.BPM: как выглядит бесшовная альтернатива Camunda 7 для российского бизнеса
цифровизация

Тем самым использование диалогового тренажера создает синергетический эффект благодаря сочетанию реалистичной обратной связи и индивидуализированного подхода, что способствует ускоренному развитию коммуникативных навыков, профессиональной терминологии и уверенности студентов при разрешении конфликтов в индустрии гостеприимства.

При этом отмечается высокая степень проработанности рекомендаций, выходящих за рамки стандартных учебных материалов. Так, при успешном разрешении конфликтной ситуации система не только фиксировала правильность выполненных действий, но и предлагала студенту способы усилить эффект от своих действий. Например, в рамках разрешения конфликтной ситуации при заселении в гостиницу, при которой обучающийся предлагал «гостю» бесплатное повышение категории номера, тренажер прокомментировал: «Вы не воспользовались моментом для создания лояльности. Следовало подчеркнуть исключительность такого жеста фразой “Обычно мы не делаем апгрейды в подобных случаях, но для вас сделаем исключение” и вручить визитку с личными контактами менеджера со словами “Если что-то еще побеспокоит – звоните мне лично”».

Таким образом, обратная связь от тренажера сочетает объективность автоматизированной оценки с глубиной аналитических рекомендаций и расширяет возможности традиционной методики отработки навыков, позволяя студентам отрабатывать не только технически правильные, но и стратегически выверенные коммуникативные решения.

Другим важным плюсов тренажера является его способность в автоматизированном режиме производить оценку уровня владения иностранным языком по международной шкале CEFR. На основании полученных данных тренажер предлагает упражнения и индивидуальные задания для отработки выявленных пробелов, что позволяет студенту сконцентрироваться на развитии именно тех навыков, которые требуют доработки. В отличие от преподавателя, ограниченного во времени и ресурсах, тренажер генерирует неограниченное количество уникальных сценариев диалога, каждый раз моделируя новые комбинации жалоб, эмоциональных реакций гостя и профессиональных контекстов. Это позволяет студенту совершенствовать навыки решения конфликтов до достижения стабильного уровня уверенности и мастерства.

Борис Павлов, СПАО «Ингосстрах»: Защита файлообмена обусловлена нашей ответственностью перед клиентом
бизнес

Результаты пилота свидетельствуют о потенциале применения диалогового тренажера в образовательном процессе для проведения практических упражнений по совершенствованию профессиональных и языковых навыков обучающихся. Контрольная группа 1 курса, не проходившая обучение с диалоговым тренажером, продемонстрировала в среднем 7 баллов за профессионализм и языковой уровень B1 (Intermediate). В экспериментальной группе, прошедшей индивидуальную работу с тренажером, средний балл профессионализма составил 8,5 (рост на 21%), а уровень владения английским определен на уровне B2 (Upper-Intermediate) с перспективой роста до C1. Исходный языковой профиль обеих групп по результатам входного тестирования соответствовал B1, что позволяет считать выявленные различия результатом воздействия диалогового ИИ.

На 2 курсе, где диалоговый тренажер автоматически усложнял сценарии в зависимости от прогресса студента, средний уровень профессионализма достиг 8,5 балла, а языковой уровень стабилизировался на B2+ с ростом до C1 у 30% участников. При этом максимальные 10 баллов за разрешение конфликта получили уже не единичные, а 15% студентов второй экспериментальной группы – показатель, который в контрольном условии наблюдался всего у 2%.

«Эксперимент подтверждает: диалоговый тренажер существенно повышает эффективность обучения будущих менеджеров гостеприимства, в частности ускоряет формирование профессиональных навыков, усиливает языковую компетенцию и позволяет добиться более устойчивых результатов при сокращенном времени на инструктаж. В дальнейшем планируется расширить выборку, включив студентов других профильных программ, и провести лонгитюдное наблюдение за сохранением достигнутых компетенций спустя полгода после тренингов», – отметила Ольга Байбурова, старший преподаватель многопрофильного бакалавриата факультета гостеприимства и индустрии спорта Института управления Академии.



IT Elements 2025 IT Elements 2025

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН: