Разделы

ИТ в госсекторе

В Петербурге разработана региональная система управления данными пациентов для сферы здравоохранения

В Санкт-Петербурге разработана уникальная система идентификации пациентов лечебных учреждений. «N3.Индекс пациентов» анализирует данные пациентов, поступающие из медицинских организаций, и устанавливает связи между записями. В результате обеспечивается корректная идентификация пациента и формируется интегрированная электронная медицинская карта, в которой хранится информация обо всех обращениях пациента за медицинской помощью в разные учреждения города. Система адаптирована к процессам российского здравоохранения и способна заменить зарубежные аналоги.

Проект реализован по заказу Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга. Разработчиком системы выступила компания «Нетрика», специализирующаяся на разработке ИТ-решений для государственных органов.

В Петербурге, как и в большинстве регионов России, в медицинских учреждениях используется большое количество разнообразных информационных систем. Данные пациента в разных системах отличаются по структуре, объёму, качеству и содержанию. При объединении данных, поступающих из медицинских учреждений на уровень региона, необходимо уметь определять, к какому пациенту относится поступившая запись. Возникает непростая задача глобальной идентификации пациентов, без решения которой формирование интегрированной электронной медицинской карты просто невозможно. Решение задачи осложняется как ограничениями программных средств, так и человеческим фактором: ошибки часто возникают при вводе данных оператором.

Классическая схема идентификации пациента предполагает наличие достоверного источника информации о пациенте, доступного для всех участников информационного обмена. В российских реалиях бывает крайне сложно определить такой источник, и тем более получить к нему доступ.

«N3.Индекс пациентов», разработанный компанией «Нетрика», позволяет с высокой точностью определять принадлежность различных записей к одному пациенту даже в отсутствие единого общедоступного источника данных.

В новой системе тщательно спроектирован процесс движения и обработки данных. О пациенте, обратившемся в медицинскую клинику, появляется запись в локальной медицинской информационной системе (МИС). Затем эти данные поступают в сервис «N3.Здравоохранение». Сервис оценивает данные по нескольким критериям с использованием специализированных алгоритмов. Результатом работы сервиса являются условные «баллы схожести», на основе которых связываются или разделяются записи о медицинском обслуживании пациента. Сервис умеет отличать однофамильцев, выявляет опечатки и ошибки, которые могли быть допущены при вводе данных, предотвращает потерю информации в случае человеческой ошибки, хранит историю изменений. В спорных случаях, когда информации недостаточно, решение будет принимать оператор системы, для чего предусмотрен пользовательский интерфейс.

Полностью избавиться от зависимости от иностранного ПО до сих пор не удалось
импортонезависимость

Отличие подхода «Нетрики» в том, что знания о пациентах регистрируются исключительно в том объеме, который необходим и достаточен для оказания услуги. Нет необходимости изменять структуру и содержание данных в локальных информационных системах. Это существенно снижает совокупную стоимость владения системой для региона.

«Системы управления данными пациентов широко применяются в проектах здравоохранения во всём мире. «N3.Индекс Пациентов», разработанный «Нетрикой», - российский продукт, способный заменить зарубежные аналоги и адаптированный к процессам российского здравоохранения, - считает Денис Чумаков, руководитель направления «Здравоохранение» компании «Нетрика». - Этот сервис может успешно работать в российских реалиях, когда нет единого, общего для всех и достоверного источника информации о пациентах. Применение сервиса не ограничено жёстко отраслью, он может применяться везде, где нужно идентифицировать человека».

При создании регионального индекса пациентов была использована семантика стандарта FHIR - международного стандарта для здравоохранения, наиболее современной версии отраслевого стандарта HL7.

В эксплуатацию сервис планируется запустить в 2016 г.

Михаил Иванов