Разделы

Техника

Цифровое фото в России: пятикратный рост за 2 года

Большинство западных аналитических агентств относят восточноевропейский рынок цифровых фотокамер к одному из наиболее активно растущих сегментов мирового рынка. Российский сегмент является прямым тому подтверждением. Компания ITResearch подвела итоги развития этого сектора рынка за первое полугодие 2006 г.

Активное увеличение объема продаж цифровых фотокамер в нашей стране началось в конце 2003 - начале 2004 гг., а в 2005 г. он уверенно преодолел двухмиллионную отметку. Быстро растущий российский рынок вызывает большой интерес исследователей и производителей техники. Аналитики компании ITResearch посвятили этому вопросу материал "Новые высоты. Структура продаж цифровых фотокамер на российском рынке", с некоторыми цифрами и фактами которого стоит ознакомиться.

Рынок в целом

Первая половина 2006 г. оказалась достаточно неоднозначной для отечественного рынка цифровых фотокамер. После зимнего спада рынок в целом продемонстрировал существенный рост. В итоге по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. российский рынок вырос почти на 80%, и общий объем продаж за первое полугодие в натуральном выражении составил около 1,4 млн. камер. Учитывая особенность сезонного фактора на рынке цифровых камер, с таким стартом можно ожидать очередного удвоения продаж, так что на конец года вполне может быть преодолен рубеж в 4 млн. шт. В денежном выражении рост рынка был на 12% меньше, чем в прошлом году, а его общий объем составил около 380 млн. долл.

Динамика роста российского рынка цифровых фотокамер
(в натуральном выражении), 2004 - 2006

Динамика роста российского рынка цифровых фотокамер (в натуральном выражении), 2004 - 2006

Источник: ITresearch, 2006

По итогам первой половины текущего года, тройка лидеров по продажам цифровых фотокамер не изменилась: как и раньше, это компании Canon, Olympus и Sony. Помимо них довольно сильны позиции Nikon, Panasonic и Samsung. Суммарно эти шесть компаний контролируют большую часть отечественного рынка и достаточно сильно опережают других игроков. Всего же на рынке присутствует почти два десятка производителей, и конкуренция между ними очень высока. Видимо, пока будут сохраняться высокие темпы роста российского сектора, не стоит ожидать его консолидации. Правда, на западном рынке, достигшем стадии насыщения, процесс консолидации уже начался. Таким началом можно считать недавнее слияние компании Konica Minolta с Sony, несколько технологических соглашений и альянсов, а также уход с рынка ряда более мелких игроков.

Фокус на большие мегапикселы…

Уже по итогам 2005 г. было отмечено смещение продаж с 3-Мп аппаратов на устройства с большим разрешением матриц и сделаны выводы об их скором уходе с рынка. Первая половина 2006 г. полностью это подтвердила: сокращение продаж 3-Мп было просто обвальным, и они потеряли значительную часть своей рыночной доли, уступив место устройствам с более высоким разрешением. Ранее мы уже наблюдали сходную ситуацию по 2-Мп аппаратам, когда в 2004 г. они заметно сдали свои позиции, а в прошлом году полностью покинули рынок. Конечно, еще случаются их единичные продажи, но это даже нельзя назвать "каплей в море". По-видимому, 3-Мп устройства в ближайшее время повторят судьбу своих младших собратьев.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

В целом, основу российского рынка в рассматриваемый период составляли модели с разрешением матрицы 5 и 6 Мп. Их суммарная доля достигла 60%, что соответствует почти двукратному росту по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. Увеличение разрешения матриц сопровождается активным снижением цен на аппараты. Так, за полугодие средневзвешенная стоимость камер, практически независимо от количества мегапикселов, упала примерно на 20%, а за год снижение составило более 35%.

Внимание на «зеркалки»

Опережающий рост заметен не только по камерам с высоким разрешением матрицы, но и по зеркальным аппаратам. Так, по сравнению с первой половиной 2005 г. их доля в продажах почти удвоилась, причем как в количественном, так и в денежном выражении. Наиболее явной тенденцией последнего времени является ценовая эрозия.Она набирает силу: средневзвешенная стоимость цифровых "зеркалок" снизилась почти на 20% и уже опустилась ниже уровня в 1 тыс. долл. Это прямое следствие преобладания в структуре продаж камер потребительского уровня, ориентированных не на профессионалов, а на фотолюбителей и продвинутых пользователей. Именно "зеркалки" стоимостью менее 1 тыс. долл. рассчитаны на подобную аудиторию и активно продвигаются в этот потребительский сегмент.

Игорь Мисечко