Сотовые абоненты в России: аналитики ошибаются
Существует определенное несоответствие между количеством новых абонентов у сотовых операторов и количеством купленных телефонов за 1 квартал 2004 г. Анализ версий этого расхождения и оценка реальных объемов продаж мобильных телефонов в России позволяют построить взвешенную модель рынка России: Москвы,По мнению аналитиков компании
По словам аналитиков компании Mobile Research Group, в России в 1 квартале было продано (хотя в тексте отчета имеется смешение понятий
Нестыковка данных аналитиков: версии и оценка
Как мы видим, есть определенная нестыковка между количеством новых абонентов у сотовых операторов и количеством купленных телефонов за это время.
Есть несколько версий этих расхождений:
- учет в суммарной базе абонентов операторов всех стандартов, в то время как учитываются только
GSM-телефоны ; - использование абонентом
SIM-карт нескольких операторов; - разовое использование
SIM-карты в качестве картыэкспресс-оплаты ; - неточность методики подсчета абонентов сотовых операторов;
- неточности в расчетах оттока абонентов из сетей операторов;
- неверная оценка объема рынка продаж «серых» телефонов;
- неучтенность рынка вторичных продаж телефонов;
- неточность методики подсчета проданных телефонов.
Рассмотрим каждую из этих версий.
Учет в базе абонентов операторов всех стандартов
Прирост абонентов на рынке продаж контрактов сотовых операторов стандартов CDMA, NMT и D/AMPS в 1 квартале 2004 года если и был, то был незначительным и, по моему мнению, составлял менее 1% от суммарного прироста абонентской базы операторов России. Поэтому этот фактор, на мой взгляд, является непринципиальным.
Использование абонентом
Действительно имеются абоненты, которые являются абонентами
Разовое использование
Иногда операторы и дилеры, проводя маркетинговые акции, бесплатно раздают комплекты с контрактами, на счету которых имеется определенная сумма или(и) продают контракты по цене, меньшей, чем имеется на счету этого контракта.
Именно это и позволяет говорить о том, что имеется группа абонентов, разово использующих
По моему мнению, количество таких абонентов в общем приросте может составлять менее 1% от суммарного прироста абонентской базы. Здесь можно говорить о несовершенстве методики учета абонентской базы операторами.
Неточности в расчетах оттока абонентов из сетей операторов
Здесь, как и в предыдущем случае, можно говорить о несовершенстве методики учета. Клиент перестал говорить по телефону, израсходовав все имеющиеся на счету средства, но он еще долгое время считается абонентом этого оператора, хотя на самом деле уже либо вообще не абонент, либо абонент другого оператора. То есть один абонент засчитывается в суммарной базе как 2.
Поэтому, несмотря на высокие показатели операторов по оттоку МТС 47%, «БиЛайн» 36%, «Мегафон» 30%, реальные показатели оттока абонентов выше.
Неверная оценка объема рынка продаж «серых» телефонов
Очень тяжело, находясь в Москве, оценивать рынок «серых» телефонов. Если объем официальных поставок через представительство вендоров можно узнать у самих вендоров или косвенно получить такие данные через дистрибьюторов, то достаточно точный объем «серого» рынка нужно отслеживать, причем не только в Москве.
Кстати, поэтому объем официальных поставок, объявленных компанией MRG, близок к реальному, а объем «серого» рынка оценен примерно в 2,5 раза меньшим, чем он является, по моему мнению, на самом деле. То есть, объем «серого» рынка составил в 1 квартале не менее 630000 телефонов.
Неучтенность рынка вторичных продаж телефонов
В данных, приведенных в отчете компании MRG, не учтен вторичный рынок продаж телефонов. По моему мнению, он составляет около 4% от всех розничных продаж в штуках в России.
Прирост абонентской базы сотовых операторов России, 1Q 2004 г.
дек. 03 | янв. 04 | фев. 04 | мар. 04 | |
Абонентская база России (млн. чел) | 36,23 | 37,96 | 39,88 | 42,26 |
Прирост абонентской базы (млн. чел.) | 2,71 | 1,73 | 1,92 | 2,38 |
Источник:
Внимание! CNews.ru предлагает аналитические отчеты: |
CNews.ru сообщает о подготовке аналитического обозрения «Рынок сотовой связи 2004 г.». |
Картина роста абонентской базы и продаж мобильных телефонов
Таким образом, объем рынка розничных продаж 1 квартала 2004 года, состоит из: продаж телефонов, поставленных по официальным каналам, 5,1 млн. шт; продаж «серых» телефонов 0,63 млн. шт; продаж на вторичном рынке телефонов 0,24 млн. шт., - что в сумме составляет 5,97 млн. шт.
Считая, что абонентская база сотовых операторов России переоценена аналитиками из компании
Необходимо отметить разницу в уменьшении абонентской базы России по настоящей модели на 1,3 млн. абонентов на конец 1 квартала 2004 года по сравнению с моделью компании
Рост абонентской базы и продаж мобильных телефонов в России
(расчеты для 2004 г.)
Кварталы 2004 года | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | За год |
Абонентская база России на конец квартала (млн. чел.) | 40,90 | 46,50 | 52,60 | 60,52 | 60,52 |
Прирост аб. базы России (млн. чел) | 4,67 | 5,60 | 6,10 | 7,92 | 24,29 |
Продажа контрактов в России (млн. шт.) | 8,53 | 9,88 | 10,80 | 13,26 | 42,47 |
Продажи телефонов в России (млн. шт.) | 5,97 | 6,92 | 7,56 | 9,55 | 30,00 |
Продажа телефонов на замену старым в России (млн. шт.) | 1,30 | 1,32 | 1,46 | 1,63 | 5,71 |
При этом глубина проникновения сотовой связи в России превысит в конце 2004 года 41%.
Результаты и прогноз динамики роста рынка сотовой связи России в 2004 г.
Продажи мобильных телефонов в России в ежеквартальном выражении будут расти, в том числе, покупка аппаратов на замену старым. Прогнозная оценка приведена ниже.
Продажи мобильных телефонов в России в 2004 г.
При этом глубина проникновения сотовой связи в Москве превысит в 2004 г. 92%.
Рост абонентской базы и продаж мобильных телефонов в Москве
(расчеты для 2004 г.)
Кварталы 2004 года | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | За год |
Абонентская база Москвы на конец квартала (млн. чел.) | 12,42 | 13,49 | 14,52 | 15,63 | 15,63 |
Прирост аб. базы Москвы (млн. чел) | 0,93 | 1,07 | 1,02 | 1,11 | 4,14 |
Продажа контрактов в Москве (млн. шт.) | 2,20 | 2,39 | 2,38 | 2,57 | 9,54 |
Продажи телефонов в Москве (млн. шт.) | 1,54 | 1,67 | 1,67 | 1,85 | 6,73 |
Продажа телефонов на замену старым в Москве (млн. шт.) | 0,61 | 0,60 | 0,65 | 0,74 | 2,59 |
При этом глубина проникновения сотовой связи в
Рост абонентской базы и продаж мобильных телефонов в
(расчеты для 2004 г.)
Кварталы 2004 года | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | За год |
Абонентская база СПБ на конец квартала (млн. чел.) | 3,90 | 4,34 | 4,77 | 5,24 | 5,24 |
Прирост аб. базы СПБ (млн. чел) | 0,37 | 0,44 | 0,43 | 0,48 | 1,71 |
Продажа контрактов в СПБ (млн. шт.) | 0,75 | 0,85 | 0,87 | 0,96 | 3,44 |
Продажи телефонов в СПБ (млн. шт.) | 0,53 | 0,60 | 0,61 | 0,69 | 2,43 |
Продажа телефонов на замену старым в СПБ (млн. шт.) | 0,16 | 0,16 | 0,18 | 0,32 | 0,72 |
На диаграмме, приведенной ниже, даны результаты и прогноз динамики изменения долей рынка розничных продаж сотовых телефонов в России: Москве,
Результаты и прогноз динамики изменения долей рынка розничных продаж сотовых телефонов в России
(Москва,
Таким образом, продажи мобильных телефонов в 2004 г. по России в целом будут увеличиваться. Этот прирост обеспечат региональные рынки при одновременном весьма слабом ежеквартальном росте продаж в столицах – Москве и Санкт-Петербурге.
Владимир Богданов1 / компания «Евросеть»
-
Богданов Владимир Леонидович,
вице-президент по маркетингу компании «Евросеть»