Спецпроекты

Softkey: альтернатива пиратству существует

Интернет Бизнес Веб-сервисы
Уже почти пяти лет в российском интернете действует супермаркет ПО "Софткей", обеспечивая пользователей Рунета легальными продуктами. Этот проект - один из примеров стартапа выросшего в реальный бизнес. В настоящий момент Softkey.ru является компанией с оборотом $5 млн. за 2005 год и представительствами в 11 странах мира.

На момент создания проекта Softkey.ru на территории России интернет-технологии абсолютно не были развиты и только стали появляться в массах. В конце 90-х годов большинство схем, хорошо отработанных на западных рынках, были совершенно не развиты в нашей стране. Именно тогда у молодых компаний было неплохие шансы разработать инновационную систему, которая была бы продуктивна в российском интернете. Например, не была развита продажа программного обеспечения по Сети, никто не понимал, как его доставлять и покупать, как оформить на ПО права, как заключать авторские договора, оплачивать товары. Тем не менее, уже существовали различные каталоги, такие как download.ru (Александр Каталов) или listsoft.ru (Дмитрий Турецкий), появилось два регистратора программного обеспечения. Одним командовал Дмитрий Румянцев, а вторым - Феликс Мучник.

Феликс Мучник: специфика таких проектов как softkey.ru предполагает, что окупиться они смогут не менее чем через пять лет
Феликс Мучник: специфика таких проектов как softkey.ru предполагает, что окупиться они смогут не менее чем через пять лет

"К концу 2000 года нам стало понятно, что пора выделять продажу программного обеспечения в отдельное предприятие. Посовещавшись друг с другом, мы решили, что надо дальше двигаться вместе, поскольку этот бизнес не настолько велик, чтобы раздирать его по кусочкам", - отмечает генеральный директор компании "Софткей" Феликс Мучник. Понимание этого факта и легло в основу работы над системой Softkey.ru. Было принято решение строить профессиональную систему, для чего были привлечены квалифицированные специалисты из этой области.

Разработка системы

Компания стала выстраивать большую систему поддержки продаж и доставки цифрового контента. В качестве исполнителя работ была выбрана калининградская компания "Битрикс". В апреле 2000 года началась разработка системы, и 21 декабря Softkey.ru был запущен в эксплуатацию. "Для своего развития мы выбрали аутсорсинговую модель ведения бизнеса. Мы считаем, что каждый должен заниматься своим делом, особенно на start-up-проектах. Со своей стороны, мы должны были отработать юридические, логистические и другие административные направления, лишь непосредственно программирование возлагалось на компанию "Битрикс". На мой взгляд, в нашей ситуации лучше было взять готовую команду, которая умеет программировать и обладает достаточным опытом создания аналогичных проектов, - говорит г-н Мучник. - С точки зрения экономики это, конечно, большие вложения, растянутые во времени. Но результат - однозначная стабильность при масштабируемости компании". Кстати, для "Битрикса" опыт создания системы Softkey оказался более чем удачным – впоследствии компания выпустила тиражный продукт "Битрикс": Управление сайтом", который сегодня является одной из самых успешных и популярных CMS-систем в России.

О компании Softkey

Проект Softkey.ru и одноименное ЗАО "Софткей" созданы в 2001 году как служба регистрации shareware-программ. Первая версия сервера www.softkey.ru начала свою работу в декабре 2001 года. Проект SoftKey.ru был разработан с целью предоставления пользователям возможности приобретения и распространения программ. На сервере покупатели могут приобрести не только отдельные программы, но и пакеты программ, а также получить различные скидки при покупке. С помощью сервера разработчики ПО могут регистрировать свои программы, добавлять информацию о них в публичный каталог, эффективно взаимодействовать с зарегистрированными пользователями. По данным компании "Софткей", за прошлый год оборот принадлежащего ей интернет-магазина Softkey достиг приблизительно $5 млн., что на 70% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более двух третей — 71% — продаж (по деньгам) пришлось на корпоративный сектор, а остальные 29% — на частных лиц. При этом не менее 60% оборота "Софткею" обеспечивают десять разработчиков: "Лаборатория Касперского", Microsoft, RAR Lab, "Битрикс", Abbyy, Agnitum, "Смарт Лайн", Kerio, "Объединение Вента" и Adobe.

На сегодняшний день "Софткей" работает в трех областях: служба регистрации программ, интернет-магазин программного обеспечения и интернет-дистрибуция. Последнее направление является для компании новым и перспективным. В основные задачи интернет-дистрибуции входят: первое - создание некоей точки влияния разработчиков ПО на ценовую политику через организацию действительно полнокровного канала продаж в интернете; второе - согласованная рекламная и ценовая политика в интернете; третье - исследование рынка и продвижение ПО и четвертое - создание дилерских сетей.

Изначально перед исполнителем была поставлена задача не только разработать систему Softkey.ru, но и поддерживать и развивать проект в дальнейшем. В настоящий момент обновления системы происходят около одного раза в две недели, причем изменения вводятся настолько корректно, что пользователи их не замечают.

Как отмечает Феликс Мучник, специфика таких проектов предполагает, что окупиться они смогут не менее чем через пять лет. Стоит отметить, что за пять лет, компания уже выросла в несколько раз. На сегодняшний день в ней работают около 35 человек, открыто 11 представительств в других странах. По оборотам компания росла первое время на 100% в год, а в 2005 году - примерно на 70%. В этом году ожидается как минимум такой же результат.


Профиль месяца

Банки должны переходить на односкоростную архитектуру

Дмитрий Гарбар

управляющий директор компании «Новая Афина»

Тема месяца

Почему программные роботы стали вдруг так популярны?

В связке с ИИ они способны выполнять контрольные и управленческие функции.