Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы

Реклама в Рунете: спама не меньше, водки - больше

С принятием нового закона "О рекламе" в поле зрения российского права попала реклама в интернете. Автоматическая рассылка электронных писем без согласия адресата на получение рекламных сообщений отныне является преступлением. Но у спамеров, к сожалению, остались правовые лазейки, допускающие их дальнейшее существование. С другой стороны, благодаря строгим запретам рекламы алкоголя и табака на ТВ и в печати, сеть осталась последним оплотом пропаганды нездорового образа жизни.

С тех пор зарубежное законодательство продвинулось далеко вперед в области регулирования электронной коммерции и электронных способов распространения информации. В 1998 году специальные нормы о борьбе со спамом появились в законодательстве некоторых штатов в США. Началом законодательного наступления на спам в Европе стала директива об электронной коммерции 2000 года. Положения директивы предписывали странам ЕС ввести в национальные законодательства требования о том, что коммерческие сообщения, направляемые по электронной почте, должны однозначно идентифицироваться как таковые, что в обязательном порядке должна указываться информация об отправителе коммерческого сообщения. Рекомендовалось также повысить требования к достоверности коммерческих сообщений. В отношении рекламных сообщений, рассылаемых без запроса получателя, директива закрепила принцип "opt-out", согласно которому распространители рекламных сообщений должны обеспечить получателям рекламы возможность отказаться от дальнейшего получения сообщений данного вида. Отдельные европейские страны пошли дальше в своих национальных законодательствах и закрепили принцип "opt-in".

Реклама алкоголя и табака хлынет в интернет

Новый российский закон по многим показателям не отстает от зарубежных инициатив, направленных на борьбу со спамом. Но помимо нескольких норм, непосредственно связанных с электронным распространением информации, новый закон содержит и иные положения, на которые следует обратить внимание представителям ИТ-индустрии.

Принятый закон более детально регламентирует рекламу отдельных видов товаров. Так, например, появились специальные нормы о рекламе биологически активных добавок, пищевых добавок и продуктов детского питания (ст. 25), отдельные статьи посвящены рекламе финансовых услуг (ст. 28), ценных бумаг (ст. 29), а также услуг по заключению договоров ренты, и пожизненного содержания с иждивением (ст. 30). Эти требования являются обязательными и для случаев распространения рекламы в информационных сетях.

Наибольший интерес представляет ужесточение ограничений на рекламу алкоголя, пива и табака (ст.ст. 21, 22, 23). Помимо ранее существовавших ограничений на рекламу этих товаров, в частности в печатной продукции, теперь реклама алкоголя и табака запрещена также в теле- и радиопрограммах и в кино, независимо от времени вещания, на всех видах транспортных средств общего пользования, а также на наружных рекламных конструкциях. В отношении рекламы пива остались некоторые послабления. Так, пиво может рекламироваться по телевидению и на радио в ночное время (с 22 до 7 часов и с 24 до 9 часов соответственно), в кино с 20 до 7 часов, на наружной рекламе и на транспорте.

Таким образом новый закон практически полностью исключил из арсенала способов рекламы алкоголя, пива и табака такие средства, как телевидение, радио и кино, а также ограничил возможности использования наружной рекламы в этих целях. Однако перечисленные ограничения не затрагивают рекламу в сети интернет. Таким образом, интернет оказывается фактически единственным средством, пригодным для массового распространения рекламы таких товаров.

Сегодня количество пользователей всемирной паутины исчисляется миллионами. Кроме того, реклама в Интернет не ограничивается ни тиражом, ни размерами рекламных площадей, ни продолжительностью просмотра тех или иных изображений, а доступ к информации в сети возможен в любое время дня и ночи. Поскольку реклама алкогольных напитков, табачных изделий и пивной продукции в интернете не противоречит российскому законодательству о рекламе, то в ближайшее время можно ожидать резкого увеличения потока заказов на размещение в сети интернет рекламы, пива и табака.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

При этом, ограничения, связанные с рекламными методами и приемами, будут действовать и в отношении рекламы этой группы товаров в сети. Это, например, касается запрета на использование образов несовершеннолетних, а также мультипликации. Кроме того, распространители рекламы в интернете будут обязаны соблюдать правило о размещении предупреждения о вреде алкоголя, табака и пива.

В числе иных примечательных новшеств рекламного законодательства можно отметить запрет так называемой "зонтичной" рекламы, то есть случаев, когда под видом рекламы одного товара (например, минеральной воды) осуществляется реклама другого товара (например, водки). Теперь такая реклама признается недобросовестной (пп. 3 п. 2 ст.5), поскольку ограничения, установленные в отношении отдельных видов товаров, распространяются не только на сами товары, но и на средства их индивидуализации (п. 4 ст.2).

Ужесточились требования о рекламе товаров, подлежащих обязательной сертификации, что также важно для ИТ. Если раньше реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна была сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации" то теперь реклама таких товаров допускается только при наличии доказательств проведения требуемой сертификации (п. 6 ст. 7).

Тренинг по теме "Маркетинг и PR в российской зоне Интернет" 31 августа!
8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

В любом случае, принятие нового закона о рекламе благоприятно отразится на интернете. Спам-рассылок, будем надеяться, станет меньше, а рекламных бюджетов, направленных в глобальную сеть – больше.

Виктор Наумов, Татьяна Никифорова