Разделы

SMB SMB Бизнес

Нужна ли сертификация ИТ-специалистов для СМБ?

Сотрудники, обеспечивающие работу ИТ-систем в организациях, часто воспринимаются как необходимый, но трудно поддающийся оценке трудовой ресурс. Работодатель в небольшой компании, занимающийся самостоятельным подбором кадров, находится в затруднительном положении, когда ему приходится оценивать компетенции соискателей и принимать соответствующее решение. Как сделать подобные процессы более простыми?

Каждый работник обладает определенным набором навыков и умений, любой квалифицированный сотрудник имеет подтвержденные сторонними организациями (учебными центрами, вузами и пр.) знания, однако оценить их в отрыве от конкретных условий без наличия объективных и инвариантных критериев достаточно сложно. В СМБ наличие экспертизы и компетенции для сотрудников, занятых в ИТ-обслуживании, не является основным условием их работы, но позволяет на этапе поиска сразу же отфильтровать резюме грамотных технических специалистов. Доказательством наличия объективных оценок навыков и знаний является наличие сертификата от вендора программного и аппаратного обеспечения – подобные системы обучения и последующей сертификации существуют и у многих крупных компаний-разработчиков (Microsoft, SAP, Oracle, Cisco и пр.), и у отраслевых и нишевых фирм.

Помимо свидетельства о том, что специалист имеет знания в заявленной области, наличие сертификата обычно подразумевает мотивированность такого сотрудника, поскольку чтобы получить такое документальное свидетельство, ему нужно сдавать экзамены и практически осваивать новые приемы эффективного использования ИТ. В результате в компании начинает формироваться костяк специалистов, способных обучать других сотрудников и создавать единую техническую среду, воспринимающую задачи на одинаковом уровне и мыслящую в сходной парадигме лучших практик, преподаваемых в ходе ИТ-обучения и проверяемых на сертификационных тестированиях. Как следствие этого, в команде ИТ-специалистов появляется взаимопонимание, которое обеспечивает эффективность работы. Кроме того, руководители могут подобрать людей с необходимой компетенцией для успешной реализации заданий. В условиях СМБ наличие подобного свойства может обеспечить более быстрое и слаженное проведение проектов, повысить производительность труда как отдельных специалистов, так и целых рабочих групп, а также уровень удовлетворенности самих занятых в проекте сотрудников результатами своей деятельности. Однако насколько все обстоит так однозначно с сертификацией ИТ-специалистов в малом и среднем бизнесе?

Сертификация ИТ-специалистов: аргументы "за"

Сертификация представляет собой систему независимой и объективной оценки знаний и навыков пользователей и специалистов, знакомых в процессе работы с теми или иными технологиями, продуктами и решениями, реализованными разработчиками. Она отражает определенный уровень наличия навыков с учетом специфики конкретной должностной позиции. Чтобы получить сертификат (отражающий статус знаний), сотруднику потребуется сдать один или несколько экзаменов (в зависимости от уровня сертификации), которые подразумевают не только наличие теоретических знаний, но и опыт практического применения технологий, решений и продуктов в сфере решения реальных задач. В ряде случаев сертификация может включать и защиту проекта перед специальной комиссией. Важная особенность ИТ-сертификации – одинаковость оценочных механизмов у большинства вендоров, что позволяет сертифицированному специалисту работать в проектах во всем мире одинаково. Кроме того, поскольку технологическая составляющая постоянно развивается и совершенствуется, контрольно-измерительные материалы и сами экзамены также подвергаются обновлению у вендоров, акцентирующих свое внимание на развитии технологий, рынка и существующих бизнес-практик, при этом получая защиту от фальсификации из-за возможной недобросовестной сдачи экзаменов.

Дополнительные плюсы сертификации

Еще один плюс сертификации ИТ-специалистов – повышение лояльности к самой компании, поскольку, по данным исследований рекрутеров и консалтинговых фирм, сертифицированные специалисты получают больше удовлетворения от работы и больше вовлечены в положение дел в фирме. Исследование MSEmploy, в ходе которого было проанализировано 15 526 резюме европейских ИТ-специалистов, показало, что по сравнению с теми, у кого нет ни одного сертификата, сертифицированные специалисты на 15% более лояльны существующему работодателю, а те, кто полностью прошел выбранную программу сертификации, - лояльнее на 24%. Сертифицированные специалисты настроены на продолжительное сотрудничество. Другое исследование , проведенное, Zoomerang показало, что 65% опрошенных сертифицированных специалистов работают в своих компаниях минимум два года, 77% опрошенных – по крайней мере, год.

По факту наличие сертификатов по той или иной компетенции проверяется отделом кадров организации. В условиях СМБ роль менеджера по персоналу может исполнять и руководитель проекта, поскольку он больше вовлечен в сам процесс работы и понимает, какие специалисты требуются в компанию для успешной реализации задачи или круга задач. Тем не менее, возможны и другие ситуации, например, когда соискатель принимается на работу на испытательный срок или действующий сотрудник переводится на другую должность с расширением сферы ответственности. В первом случае сертификация может служить своего рода инструментом для проверки мотивированности человека и заявленных в резюме способностей к личностному и карьерному росту и ответственности – работодатель может предложить получить будущему постоянному работнику получить тот или иной сертификат к концу испытательного срока, что позволит быстрее освоится на новом месте работы и получить знания, необходимые для дальнейшего применения в деятельности. Такая схема может применяться в среднем бизнесе и стартапах, когда организация спонсирует обучение сотрудников и прохождение ими тестирований, если она заинтересована в них как трудовом ресурсе. Во втором случае сертификация служит стимулом для сотрудника повышать свою квалификацию и индикатором его удовлетворенности работой. Для СМБ и стартапов такая ситуация встречается чаще, если бизнес компании начинает расширяться. Тогда новые сертификаты подтверждают высокую мотивацию сотрудника и его готовность развиваться профессионально, а также уровень его удовлетворенности работой благодаря более глубокому знанию предмета.

Владимир Макаров, ДИТ Москвы: За 10 лет ЕМИАС стал огромным брендом, объединившим 221 информационную систему
ИТ в госсекторе

Наличие сертификата у сотрудника также является показателем его профпригодности, правда, подобная ситуация не всегда может применятьсяв СМБ-компаниях, где персонал нередко состоит из специалистов в разных областях, несвязанных полностью с направленностью бизнеса. В этом смысле важно то, что сертифицированность сотрудника создает имидж компании (независимо от ее масштабов) и может играть свою роль в тендерах, конкурсах и повышать конкурентоспособность бизнеса на рынке. Кроме того, вендоры открывают часто дополнительные информационные ресурсы и предоставляют дополнительные преференции компаниям и сотрудникам, прошедшим ИТ-обучение и получившим соответствующие сертификаты. Если подобная практика обучения применяется в рамках развития самого бизнеса (например, как статья расходов полученных от инвесторов средств), то проведение сертификационного тестирования мотивирует персонал максимально усваивать материал.

Возможность сертификации – хороший способ поощрения сотрудников, поскольку воспринимается специалистами как весьма ценный бонус. При небольшой стоимости сертификационных экзаменов – их оплата со стороны работодателя для работника является демонстрацией заинтересованности компании в сотруднике и заботы о его профессиональном росте. Кроме того, зачастую обучить и сертифицировать сотрудника, давно работающего в организации, проще, быстрее и выгоднее, чем искать специалиста с нужными навыками на стороне.