Спецпроекты

Любовь Рыбакова: Ритейлеры меняют "ИТ-затраты" на "ИТ-инвестиции"

Интеграция Бизнес-приложения Внедрения
Рост конкуренции, активное расширение сетей и борьба за клиента стимулируют спрос на ИТ среди российских торговых компаний. Кто-то из них воспринимает вложения в информационные технологии как инвестиции в собственный рост, а кто-то как неизбежные траты. От чего зависят взгляды на ИТ? Какое ИТ-решение можно считать идеальным? Об этом в интервью CNews рассказала Любовь Рыбакова, генеральный директор компании Borlas Retail.

Наконец, важна скорость внедрения решения. Клиенты ставят перед нами достаточно сжатые сроки. Торговля, особенно розничная, - это чрезвычайно оперативный бизнес, и многие сети открывают уже по нескольку десятков, а то и сотен магазинов в год.

CNews: Многие ли торговые компании по-прежнему воспринимают вложение в ИТ как затраты, а не как инвестиции?

Любовь Рыбакова: Значительная часть ритейлеров действительно пока расценивает вложения в ИТ как затраты. Однако ситуация меняется: все больше торговых компаний относятся к этим вложениям именно как к инвестициям в свой дальнейший рост. Это в первую очередь касается динамично развивающихся компаний, которые расширяют свой бизнес и остро чувствуют потребность в его поддержке современными информационными технологиями.

Иначе начинают относиться к своей работе и ИТ-поставщики. Подход становится более ответственным, ориентация на интересы клиентов – определяющей, во главу угла ставится изучение особенностей торгового дела. За всех говорить сложно, но, скажем, наш бизнес я не стала бы называть исключительно "разработкой и внедрением комплексных информационных систем для предприятий торговли". Наш бизнес – это рост торговых компаний.

CNews: Российский ритейл, как и другие отрасли, ощущает дефицит квалифицированных ИТ-специалистов. Как решается эта проблема? Насколько торговые компании, на ваш взгляд, готовы к передаче функций собственного ИТ-отдела на аутсорсинг?

Любовь Рыбакова: Проблема ИТ-специалистов в ритейле стоит достаточно остро. В связи с этим возрастает интерес компаний к аутсорсингу, уже есть попытки наладить такое сотрудничество торгового и ИТ-бизнеса. Однако пока процесс развивается только на низшем уровне: обслуживание компьютерных сетей и оборудования. Доверить же внешней ИТ-компании управление своими информационными системами клиенты пока не готовы, видимо, это произойдет на дальнейшей стадии нашего сотрудничества.

CNews: В ритейле сегодня актуальны решения для территориально распределенных торговых сетей. Какие проблемы чаще всего возникают при их внедрении?

Любовь Рыбакова: Главная проблема – все те же кадры, наличие квалифицированных специалистов на местах. Пусть даже не высокого уровня, а специалистов, которые могли бы выполнить базовую диагностику возникшей проблемы и точно сформулировать запрос на "горячую линию" поставщика ИТ-решения.

CNews: Вы добавили в прошлом году в портфель продуктов решения компании Oracle. Насколько эти системы востребованы торговыми компаниями?

Любовь Рыбакова: В первую очередь клиентам нужна "платформа-фундамент" и, как я уже говорила, главное, что хочет получить клиент, – это полнота и оперативность информации. С этими задачами успешно справляется, скажем, программный комплекс TradeX. Уже 7 лет мы внедряем специализированные решения для управления розничным бизнесом, основанные на технологиях Microsoft. Развиваем их с точки зрения новой, востребованной клиентами функциональности, получаем хорошие отзывы на нововведения.

Но при этом наши клиенты растут, растут и их требования к аналитическим возможностям программного обеспечения. Ритейлу все чаще необходимы системы поддержки управленческих решений. Для этих целей мировыми лидерами разработан целый класс промышленных программных продуктов – BI-системы. С их помощью менеджеры торговой компании могут оперативно моделировать ситуацию в любой момент времени с использованием различных источников информации. Скажем, внедрение специализированной системы TradeX позволило некой торговой компании автоматизировать и структурировать сбор данных. Однако с течением времени клиенту понадобились средства, "подсказывающие" нужное направление мгновенной реакции на изменения, понадобились аналитические программы, в чем-то "думающие за людей", и он снова приходит к нам, уже за такой аналитической надстройкой.

Другая важная составляющая эффективного развития торговых компаний – системы бюджетирования, реализующие планирование бюджетов и организационных мер в интересах дальнейшего роста бизнеса. Коротко говоря, система бюджетирования должна обеспечить владельцам и управленцам доступность информации о прошлом, управление компанией в настоящем и возможность прогнозировать будущее (конечно, в определенных пределах). Лидирующими продуктами в области бюджетирования являются те, в которых наилучшим образом налажена функция интеграции с торговой, бухгалтерской и другими системами. Мы проанализировали спрос клиентов на "продвинутые" продукты, оценили сами существующие решения и выбрали семейство продуктов компании Oracle (Oracle BI, Hyperion Planning). Сейчас реализуется несколько проектов, и об их итогах мы позже объявим.

CNews: Насколько распространено в российском ритейле использование "лучших практик", т.е. лучших решений различных вендоров? Или российские торговые компании предпочитают единую платформу?

Любовь Рыбакова: В российском ритейле присутствуют оба подхода к автоматизации - как внедрение универсальных приложений, так и использование специализированных продуктов различных вендоров. Наиболее динамичные розничные компании, работающие в высококонкурентной среде выбирают именно второй подход, т.е. применение "лучших практик". И таких в последнее время становится все больше. Например, в 2007 году одним из наиболее интересных проектов для нас стала автоматизация торговой компании Quiksilver вместе с нашим партнером – Консультационной группой АТК. По результатам исследования рынка Quiksilver в дистрибуции одежды и обуви остановила свой выбор на отраслевом ERP-решении АТК Consulting Group Footwear&Apparel Distribution Solution (разработано на основе Microsoft Dynamics AX), а для автоматизации розничной торговли выбрала специализированное программное обеспечение от Borlas Retail – систему TradeX. Система предназначена именно для сетей магазинов одежды и обуви и способна в минимальные сроки охватить географически распределенную сеть магазинов.


Любовь Рыбакова: Когда клиент выбирает информационную систему, он выбирает еще и партнера

То есть подход клиента заключался в использовании для каждой задачи – для дистрибуции и для розничной торговли – лучшего ИТ-решения в своем классе. В результате в Quiksilver запущена единая корпоративная информационная система, причем в проекте реализована "бесшовная" интеграция программных продуктов. Решение вызвало большой интерес на рынке, одобрено компанией Microsoft и вскоре будет ею сертифицировано. И совместно с АТК мы начали еще ряд проектов.

CNews: Какими основными качествами, на ваш взгляд, должно обладать идеальное ИТ-решение для ритейла?

Любовь Рыбакова: Его, наверное, не существует, но стремиться к нему надо. Идеальное решение, в моем понимании – масштабируемое, развиваемое, надежное и, в то же время, простое. Когда клиент выбирает информационную систему, он выбирает еще и партнера, с которым предстоит работать не один год. И задача ИТ-компании – вместе с клиентом развивать и совершенствовать существующее решение на основе новых разработок.

CNews: Женщина во главе успешной ИТ-компании – в России это редкость. В чем секрет вашего успеха?

Любовь Рыбакова: Ответ может показаться банальным, но именно в этой простоте и есть секрет. Нужно любить своих клиентов и работать для них, как для себя. Искать талантливых людей, собирать их в команду единомышленников. Замечать все, что происходит вокруг тебя. Учиться у тех, кто делает что-то лучше. Работать много. И любить свое дело. Даже не просто любить, а жить своим делом.

Екатерина Толкачева / CNews


Тема месяца

Что делать ИТ-директору во время пандемии

Перед ИТ-руководителями встают задачи, связанные с обеспечением удаленной работы сотрудников.

Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.