Разделы

Бизнес Конференции Финансовые результаты

Кризис не смог задушить BI

Согласно исследованиям аналитиков, рынок BI в 2009 году вырос на 4,2% и достиг отметки 9,3 млрд долл. Пятерка мировых лидеров рынка – SAP, Oracle, SAS Institute, IBM и Microsoft. Эксперты также отмечают, что на рынке происходят серьезные изменения требований бизнеса к BI-решениям. На круглом столе "Business Intelligence в России 2010", организованном и проведенном CNews Conferences, участники рассказали об успешных BI-проектах, обсудили проблемы и перспективы рынка.

Действительно, само по себе наличие в компании BI-системы не гарантирует автоматического повышения эффективности бизнеса и снижения затрат. BI-система – это инструмент, которым должны пользоваться сотрудники компании – заводить данные, формировать отчеты, принимать верные с точки зрения бизнеса решения. Именно человеческий фактор становится критичным в проекте внедрения BI-системы.

От сложного BI 1.0 к простому 2.0

Максим Войцеховский, специалист Microsoft по бизнес-решениям, подтвердил, что в докризисное время BI-решения были для ИТ-директоров приоритетными, сейчас же, по данным Gartner – всего лишь пятыми в списке ИТ-приоритетов (№1 – виртуализация). Причина проста – продиктованное необходимостью экономить на всем желание реализовать проект быстро, за небольшие деньги и с абсолютно предсказуемым результатом. Виртуализация, подчеркнул представитель Microsoft, в плане экономии действительно одна из самых эффективных ИТ-технологий, но, по мнению Войцеховского, говорить о повышении эффективности бизнеса, не внедряя BI-решения, "просто глупо".

Войцеховский отметил очевидную для экспертов тенденцию развития BI-рынка – все крупнейшие игроки переходят от BI 1.0 к BI 2.0. В рамках решений BI 1.0, как известно, бизнес-пользователи достаточно ограничены в возможностях самостоятельной работы с BI-системой, поскольку заказывают и получают отчеты через ИТ-специалистов. Это приводит к задержкам получения аналитической отчетности, снижает ее актуальность, оперативность работы бизнес-аналитика. Решения класса BI 2.0 предоставляют инструменты, которые позволяют бизнес-пользователям на своих рабочих местах самостоятельно создавать многомерные бизнес-модели, оперативно формировать и получать аналитические отчеты. При этом сбалансированное BI-решение для компании должно быть комплексным, уверен Войцеховский, т.е. иметь три уровня – персональный (в Microsoft представлен решением Microsoft Office), публичный (портал SharePoint 2010) и корпоративный (платформа SQL Server 2008 R2). Персональный уровень придает BI-системе гибкость и доступность на каждом рабочем месте, публичный выполняет функции репозитария аналитической отчетности, давая возможность бизнес-пользователям эффективно обмениваться информацией, корпоративный – обеспечивает достоверность информации, правильность очистки данных на финальной стадии.

Коснувшись новых опций BI-продуктов от Microsoft, Войцеховский отметил появление модуля Master Data Services (управление нормативно-справочной информацией) и возможности для бизнес-пользователей самостоятельно настраивать аналитические отчеты в платформе SQL Server 2008 R2. Портальное решение Share Point 2010 поддерживает теперь публикацию отчетов не только Excel, но и Visio, имеет гибкую функцию поиска отчетов (в частности, поиск выполняется не только по названию, но и по данным самого отчета), а также включает опцию PowerPivot, которая позволяет с помощью Excel самостоятельно создавать многомерные модели и публиковать их на портале.

Кадры определяют успех проекта

Юрий Пешков, руководитель направления в дирекции Oracle компании TopS Business Integrator, подчеркнул, что проект внедрения BI-решения – это не только установка и запуск на рабочих местах инструментария, позволяющего получать необходимую аналитическую отчетность, но и сам процесс сбора информации в компании, а также собственно управленческие решения, которые принимаются на основании полученной аналитической информации. Чтобы BI-проект был успешным, он должен быть связан со стратегией развития компании в целом, в рамках которой продумывается и реализуется BI-стратегия. При подготовке BI-проекта важно продумать способы мотивации сотрудников в плане использования BI-системы. По оценкам Пешкова, интерес к BI-системам в России возобновляется, и проявляют его как финансовые компании, так и производственные предприятия.

Динамика выручки ключевых игроков рынка BI-решений, 2009-2008*

*По данным Gartner

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Источник: CNews Analytics, 2010

Андрей Шалыгин, заместитель председателя правления "Республиканской Финансовой Корпорации" ("РФК"), поддержал коллегу из Tops Business Integrated в вопросе важности персонала для успеха BI-проекта, и даже пошел дальше. По его мнению, BI – это в первую очередь люди, бизнес-пользователи, процессы в компании, и только затем – собственно программный и программно-технический инструментарий. Выбор той или иной BI-платформы, методики должен диктоваться наличием квалифицированных сотрудников, которые смогут пользоваться системой, вводить данные, получать отчеты и принимать правильные решения. Business Intelligence, довел до логического завершения свою мысль Андрей Шалыгин, - это люди, собирающие критически важную для бизнеса информацию. Согласился представитель РФК и с тезисом о прямой связи BI-стратегии с планом развития компании. И если у компании изменился план развития (что для многих компаний вполне естественно в современных, постоянно меняющихся рыночных условиях), то должна меняться и BI-стратегия, а порой и собственно BI-система как набор инструментов. Исходя из требований ведения современного бизнеса, на каждом конкретном этапе развития компании (и даже под каждую заслуживающую этого задачу) необходимо заводить отдельную BI-систему, которая может быть небольшой, но гибкой и желательно постреляционной.

Федор Краснов, заместитель генерального директора по бизнес-процессам АКАДО, согласился с Андреем Шалыгиным в вопросе приоритета квалификации аналитика перед инструментарием. Представитель АКАДО рассказал участникам круглого стола о методологических вопросах борьбы с оттоком абонентов, подчеркнув важность работы не с агрегатами аналитических данных, а персонально с каждым клиентом. В заключение своего доклада Краснов отметил, что, хотя в его компании работают современные BI-решения от SAS, Business Object и других поставщиков решений, "расчеты на бумажке" иногда по-прежнему актуальнее OLAP-кубов.

BI как система, критичная для бизнеса

По мнению аналитиков Gartner все большее количество компаний считает, что без BI-системы невозможно предоставление основных услуг. В России тоже есть крупные компании, оценивающие собственные BI-системы подобным образом. Как рассказал участникам круглого стола Сергей Шеленцов, руководитель службы интеграции информации и операционной отчетности компании "Вымпелком", BIIS (Business Intelligence Information System) находится в промышленной эксплуатации с 2005 года, и за это время ее восприятие руководством компании изменилось. Первоначально система воспринималась лишь как способствующая повышению производительности труда сотрудников (office productivity). На текущий же момент BI-система оценивается как критическая для бизнеса (business critical), без которой компания не сможет поддерживать свою клиентскую базу, и отсутствие или простаивание системы повлечет финансовые потери. По мере развития BI-системы менялось и отношение к ней рядовых бизнес-пользователей. Сначала на BI смотрели с недоверием, но постепенно стали запрашивать все больше сервисов. Иногда, как поведал докладчик, доходит до анекдотичных ситуаций, когда некоторые пользователи уверены, что BI-система должна сама адаптироваться под изменяющееся законодательство. На сегодня пользователями BIIS являются все подразделения компании, причем ее разработку оплачивают из собственного бюджета.