ERP-рынок: бизнес-реалии изменились
Тенденции перехода к использованию сервисно-ориентированной архитектуры в последние годы вносят достаточно существенные коррективы в подходы заказчиков к выбору и построению ERP-решений. О том, как будут эволюционировать системы управления ресурсами предприятий, как поставщики этих решений будут приспосабливаться к новым потребностям заказчиков, а также об определяющих критериях выбора ERP рассуждали участники круглого стола "Будущее ERP-систем", проведенного CNews Analytics и CNews Conferences.Современное состояние российского рынка автоматизации г-жа Истомина трактует как "Комплексная автоматизация 2.0". "В отличие от первого этапа комплексной автоматизации, сегодня объединяются более крупные системы, задачи. И для каждого бизнес-процесса требуется простроить работу комплекса систем", - считает она. - В дальнейшем все будут стремиться минимизировать "зоопарк" систем, но не путем отказа от тех или иных решений, а путем их интеграции". Говоря о перспективах развития рынка ERP, она отметила, что на первое место выходит не конкуренция вендоров систем, а конкуренция компаний-внедренев. Заказчики в последние годы стремятся выбрать для себя не просто лучшую систему, а лучшее решение для их бизнеса. Поэтому, по мнению г-жи Истоминой, на рынке найдется место для самых разных систем.
Директор центра корпоративных решений "Парус" Алексей Казарезов отметил, что, потребность бизнеса в ERP всегда была неоднородна. Она варьировалась в зависимости от отрасли, типа бизнеса и первоочередных задач развития предприятия. По его мнению, в ближайшие годы произойдут заметные перемены в области функциональности ERP-решений. А проекты по внедрению этих систем будут иметь все более интеграционный характер. Это будет обусловлено, с одной стороны, желанием заказчиков сохранить ранее сделанные инвестиции, с другой - развитостью средств интеграции. "Соответственно, время конкуренции решений и их разработчиков постепенно отойдет в прошлое: начнется период соперничества интеграторских команд, - отметил г-н Казарезов. - В будущем ERP-вендоры будут развивать свой бизнес путем расширения продуктового портфеля партнеров за счет смежных решений".
Широкое распространение, по его мнению, получит применительно к ERP и концепция SaaS (использование продукта как услуги). Интересно, что в настоящее время подобный подход является инициативой не только поставщиков ERP-решений, но и самих заказчиков. В качестве примера г-н Казарезов рассказал об опыте компании "Евроцемент", с которой достаточно давно сотрудничает "Парус". По его словам, некоторое время назад база данных решения "Парус" работала на всех 14 заводах. Это было неудобно обеим сторонам: "Парусу" необходимо было силами специалистов поддерживать отдельное решение на каждом предприятии, а заказчик испытывал трудности в агрегировании информации, поступающей с каждого завода. Решено было провести централизацию решения. Затем была достигнута договоренность о том, что сам "Евроцемент" перепродает своим дочерним структурам возможность использования продуктом "Парус" как услугой. Это позволило заказчику снизить в разы стоимость услуг по поддержке и развитию имеющегося решения. Г-н Казарезов отметил, что подобный путь – поставка головным предприятием заказчика ИТ-продукта как услуги – со временем станет привычным для российских компаний.
Выступление председателя правления центра компетенции по электронному правительству Владимира Дрожжинова было в основном посвящено проблемам использования ERP в государственных органах, вопросам выделения бюджетных денег на информатизацию госсектора и разумного распределения этих средств. Однако он указал и некоторые общие тенденции, характеризующие бизнес ERP-вендоров. Говоря о скорости перемен на рынке ERP, г-н Дрожжинов отметил, что бессмысленно сравнивать динамику развития решений отечественных и зарубежных поставщиков. Понятно, что опыт западных вендоров российским разработчикам перенять удастся еще не скоро. "Традиционные поставщики ERP-систем давно расширили их возможности и поставляют интегрированные системы управления предприятием, - убежден г-н Дрожжинов. - При наличии СОА-платформы и соответствующих инструментов ERP- разработчики могут создавать ИСУП с любой заданной функциональностью".
Впрочем, ИТ-директор "Вольво Финанс Сервисес" Алексей Готсданкер отметил, что динамика развития рынка ERP-систем зависит в равной степени от потребностей заказчиков и от инновационных инициатив вендора. Так что за темпы развития этого сектора потребители и поставщики несут почти равную ответственность.
Подводные камни выбора
Выбрать ERP-систему и не ошибиться – это большая удача. Данный тезис подтверждается аналитиками, утверждающими, что выбор верного решения в половине случаев определяет успех ERP-проекта. Вопрос о том, осуществлять этот выбор самостоятельно или передоверить его квалифицированным консультантам, стал темой активной дискуссии участников круглого стола. Так, по мнению г-на Готсданкера, основная проблема состоит в том, что чаще всего решение о выборе той или иной ERP-системы принимается топ-менеджментом заказчика на эмоциональном уровне. Иногда к принятию решения компанию "подвигают" сами вендоры - за счет рекламы, аналитических выкладок, показателей роста своего бизнеса и т.п. "Дилемма выбора состоит в том, что реальные процессы сильно зависят от того, какой станет в итоге создаваемая ERP-система. Однако не зная будущих бизнес-процессов, мы не можем сформировать качественные требования к системе, - отметил г-н Готсданкер. – Надо понять какими мы хотим быть, и под эти будущие требования выбирать систему".
Облегчить заказчику выбор ERP-решения, по его мнению, может помощь внешних консалтинговых компаний. Причем консультанты должны не просто провести тендер с учетом требований заказчика. В их задачи должна входить реализация пилотного проекта с небольшим количеством реальных данных заказчика. "Не устроил пилот – пригласите следующего поставщика, - порекомендовал г-н Готсданкер. - Бюджет подобного предпроекта составляет не более 10-15 тыс. евро, эти издержки намного ниже тех, которые может понести компания, осуществившая неправильный выбор ERP-решения". Примечательно, что, по его словам, проект самой компании "Вольво Финанс Сервисес" по выбору ERP-решения в итоге не вылился в проект по его внедрению. "Решение нами пока не было выбрано, - прокомментировал г-н Готсданкер. – Возможно, это было обусловлено некоторой осторожностью головного офиса компании". Однако опыт проведения выбора ERP с помощью консультантов в "Вольво Финанс Сервисес" все-таки оценивают позитивно. По словам г-на Готсданкера, в результате проекта был проведен реинжиниринг бизнес-процессов, возникла новая организационная структура. Некоторые процессы в компании в итоге сильно упростились.
Маркетолог МСТ Груп Марина Белова также придерживается мнения о том, что заказчик в большинстве случаев не может со стороны оценить "правильность" имеющихся в компании бизнес-процессов и выбрать поставщика оптимальных управленческих решений. "Выбор корпоративных систем больше не может оставаться делом ИТ-специалистов, поскольку системы все в большей степени влияют на бизнес-процессы. В оценке систем необходимо мнение бизнеса, - отметила она. - Но изучить все бизнес-процессы заказчика на этапе продажи поставщик не в состоянии. Поэтому проект выбора следует доверить компетентным консультантам".
Сейчас основной фокус применения систем сместился от автоматизации отдельных функций к преобразованию всего бизнеса, поэтому проект выбора требует все более тщательного анализа бизнес-процессов. "Начало проекта с полноценного анализа качественно меняет все параметры проекта в лучшую сторону, - убеждена г-жа Белова. – Такой подход дает возможность снижения стоимости владения, стоимости внедрения, окупаемости выбора, позволяет сократить сроки выбора и внедрения систем, снизить риски неуспешного внедрения".
Она поддержала точку зрения г-на Готсданкера о том, что заказчику необходимо ориентироваться в первую очередь не на текущее, а на целевое состояние компании в перспективе 3-5 лет, определяемое ее стратегией. В этом случае и бизнес-процессы, и ИТ-обеспечение будут стремиться к единому целевому состоянию. Важный нюанс проекта выбора ERP-решения состоит в ограниченности времени на размышления. Г-жа Белова отмечает, что длительность подобного проекта не должна превышать 4-6 месяцев. Иначе его результаты будут устаревать.
Как российские компании снижают риски зависимости от одного облачного провайдера?

Впрочем, участники дискуссии выразили опасение, что наличие предпроекта выбора ERP может существенно удорожить проект внедрения, отметив, что при таком подходе только выбор может обойтись в сумму, сопоставимую с суммой внедрения. Многие говорили о том, что современный заказчик достаточно хорошо разбирается в ИТ, и ему вполне по силам определить самостоятельно, какое именно ERP-решение ему необходимо. "Выбор ERP заказчиком - это волевое решение компании, - говорили участники круглого стола. – Окончательное решение должно приниматься одним-двумя топами компании". По мнению г-жи Истоминой, ERP-проект будет удачным лишь в случае, когда у проекта есть ИТ-продвинутый бизнес-заказчик.
Впрочем, опыт консультантов подсказывает, что видение того, какой должна стать внедряемая ERP-система, присутствует у отечественных заказчиков не всегда. И этот фактор в значительной степени зависит от того, насколько квалифицированная команда отвечает в компании за развитие ИТ, насколько разбирается в управленческих системах сам бизнес. А это значит, что спрос на внешних консультантов по выбору ERP-решения еще долгое время будет оставаться в России достаточно высоким.
Презентации участников круглого стола