Спецпроекты

Домашние сети: вандализм, черный PR и бои без правил

Интернет Интернет-доступ
Минувший год стал периодом бурного роста компаний, работающих на петербургском рынке широкополосного доступа в интернет (ШПДИ). Солидным увеличением абонентской базы, зон покрытия и перечня оказываемых услуг может похвастаться практически любой оператор, работающий в этой сфере. Однако, как это всегда бывает, за бурным освоением рынка возникает целый ряд проблем. Например, в последнее время в борьбе домашних сетей (Ethernet-LAN) остро стоит вопрос вандализма. Подчас конкуренция выливается и в акции «черного PR» на рекламном рынке, СМИ и интернет-форумах.

Дворовая война, дворовыми методами

Обострение борьбы вполне логично, если посмотреть на темпы роста домашних сетей и принять во внимание бизнес-планы ведущих операторов. Средние показатели здесь — троекратное увеличение абонентской базы, примерно тот же темп роста на будущий год, строительство новых сетей и расширение спектра услуг, которые пользователь может получить в свой компьютер по одному кабелю. Однако, несмотря на сверхоптимистичные ожидания руководителей компаний, их путь к абонентам отнюдь не усеян розами.

Рассказывает Дмитрий Горохов, начальник отдела развития бизнеса сети «Ниеншанц-Хоум»: «2006 год мы начали с 600 абонентов, а закончили примерно с 7–8 тысячами. Сейчас длина сетей приближается уже к 200 км. В этом году мы купили Нome Net, что стало частью общей стратегии расширения бизнеса. ARPU с активных абонентов составляет 500–550 руб., а их общее число в 2007 году мы планируем увеличить до 24 – 25 тыс. человек. Однако существует и конкуренция, которая, хотел бы отметить, часто выходит за рамки собственно рыночных методов ведения борьбы. Много раз наши рекламные объявления оказывались заклеенными предложениями других операторов, а компания InterZet позволила себе выпустить листовки со сравнением наших тарифов. Самый же вопиющий случай произошел, когда сотрудники компании Unet, наши бывшие партнеры, произвели демонтаж нашей рекламы — щит с логотипом и координатами компании и перечнем услуг был выдран прямо с куском стены. Заклейкой рекламы балуется и такая компания, как «Петерстар». Все это, бесспорно, является показателем бурного формирования рынка домашних сетей, а равно и того, что игроки на этом рынке пока малы, и войны между ними ведутся в масштабах двора и дворовыми же методами».

Рейтинг домашних сетей Петербурга по количеству абонентов

Название сети
Кол-во абонентов, тыс.
InterZet 25
Матрикс 15
Корбина 12
Anthill 11
SkyNet 9
Ниеншанц 8
TiERA 7
Озерки 6
Элтел 5
Цифра 5

Источник: CNews Analytics

С проблемами того же порядка пришлось столкнуться компании «Цифра». Как сообщила CNews Мария Лазарева PR-менеджер компании: «Период активного строительства завершился, началась активная борьба за пользователей. К концу года будут брошены значительные ресурсы на повышение лояльности собственных абонентов. В целом, мы довольны прошедшим годом. Мы совершили огромный количественный скачок, увеличили площадь покрытия в 8 раз, абонентская база выросла в 10 раз. Но против нас был развернут черный пиар. А не это ли в первую очередь говорит об успехе? Он выражался в активной антипропаганде работы нашей компании на известном ресурсе operators.spb.ru. На форуме этого сайта от имени сотрудников нашей компании какие-то люди сообщали порочащие нас сведения, касавшиеся организации нашей работы. Длилось это достаточно долго, у нас есть соображения, кто именно стоит за всем этим, но разглашать их пока нам бы не хотелось. Скажу только, что мы на эти провокации не отвечали, сосредоточившись целиком на работе. Однако возможность ответных PR-акций на том же самом ресурсе мы не исключаем».

«Черный PR знаком и нам», — говорит генеральный директор лидирующего оператора домашних сетей Петербурга InterZet Дмитрий Анчунов, — «в том смысле, что на начальном этапе нашего развития была война с одой сетью, выражавшаяся в основном в сливе разного рода компрометирующих материалов, обвинениях в порче сетей и т.д. Были срывы нашей рекламы, ее закрашивание, несколько раз избивали монтажников».

А вот компания AntHill, по словам ее PR-менеджера Алексея Кротова, подобной участи миновала: «Конкурентов у нас мало, так как наша компания всегда отличалась лучшим качеством, ценой и разнообразием услуг. Если сеть маленькая, то она нам не конкурент, а из сопоставимых по размеру с нами лишь с «Корбиной», «Цифрой», «Ниеншанцем», «Озерками» и «Интерзэтом» мы находимся в состоянии конкурентной борьбы. Но это не мешает руководителям компаний адекватно общаться и поддерживать нормальные отношения. Ситуации недобросовестной борьбы могут иметь место лишь на низовом уровне, между монтажниками разных компаний, и то они быстро разрешаются руководством».

Операторов не пускают в дома

Олег Лебедев, технический директор Matrix Network Solutions рассказал, что «конкуренты не спят, мы тоже сталкиваемся с подобными случаями, и даже более того: конкуренты рекламируют то, что они могут предоставить доступ к нашей сети. Кроме того, у всех операторов есть проблемы с доступом в дома тех строительных компаний, у которых есть свои собственные карманные операторы связи», — добавил он. В этом с ним соглашается г-н Горохов, который посетовал на то, что «определенные трудности представляют для нас муниципальные дома, в которых возникают проблемы с ключами, а также ТСЖ и их председатели, с которыми приходится вести кропотливую работу по доступу в тот или иной дом».

Генерального директора компании TiERA Валерия Стрельцова эта проблема волнует даже больше, чем возможная конкуренция: «Конкуренция у нас нормальная, «с человеческим лицом». Вандализм, конечно, тоже беспокоит, но, на мой взгляд, он стихиен. Основные трудности обнаруживаются на уровне законодательства — оно несовершенно в том, что касается нашей работы с жилым фондом, и в будущем году основные вложения с нашей стороны предполагаются как раз в юридическую поддержку нашего бизнеса. Сейчас мы собираем мощную группу юристов для работы на уровне гос-прокуратуры для разъяснения некоторых спорных моментов в сотрудничестве между нами и службами Жилкомсервиса и ГУЖА. Мне не хотелось бы сейчас говорить, в чем именно там дело, но если не взяться за решение этих вопросов сейчас, потом может быть просто поздно», — подытожил г-н Стрельцов.


Тема месяца

Что делать ИТ-директору во время пандемии

Перед ИТ-руководителями встают задачи, связанные с обеспечением удаленной работы сотрудников.

Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.