Спецпроекты

Борис Эшкинд: Презентационное оборудование идет в рост

Интеграция Инфраструктура Внедрения
По причине разразившегося в августе прошлого года мирового финансового кризиса в той или иной степени пострадали все ИТ-отрасли. Тем не менее, некоторые сектора даже в сложившейся ситуации в силу своих особенностей имеют большой потенциал роста. Одним из них является рынок презентационного и кинотеатрального оборудования. О перспективах его развития, а также о факторах, позволяющих игрокам рынка "остаться на плаву" CNews рассказал Борис Эшкинд, генеральный директор компании " Цифровые Системы".

CNews: Как вы оцениваете состояние рынков профессионального презентационного и кинотеатрального оборудования?

Борис Эшкинд: Если говорить о рынках презентационного и кинотеатрального оборудования, то они бурно развивались и росли последние восемь лет не только в России, но и во всем мире.

Презентационное оборудование в его современном виде (мультимедиа проекторы, интерактивные доски и т.д.) появилось сравнительно недавно и, несмотря на серьезный рост продаж в последние 8-10 лет, рынок еще далек от насыщения.

Потенциал рынка презентационного оборудования гораздо выше, чем у рынков любых других ИТ-продуктов, и в настоящее время развитие продаж презентационного оборудования является одной из уверенных точек роста для любой ИТ-компании. Косвенным доказательством этого может служить тот факт, что, начиная с 2003 года, оборот компании "Цифровые системы" ежегодно рос более чем на 60%, а презентационное оборудование – это наша специализация.

Помимо постоянно растущего спроса на презентационное оборудование со стороны корпоративных и частных потребителей, заметно выросла роль государства как одного из основных игроков на этом рынке. Не секрет, что крупнейшим потребителем оборудования для презентаций является сфера образования, а так как данная отрасль во всем мире является дотационной, одним из крупнейших покупателей на этом рынке выступает государство.

В последние годы, когда мировая экономика находилась в стадии бурного роста, все государства увеличивали бюджетные расходы на образование, что обеспечивало стабильный мировой спрос на презентационное оборудование. Особенно быстро рынок презентационного оборудования рос в России, в том числе и благодаря нацпроекту "Образование", в рамках которого государство закупало (кстати, закупает и сейчас) большое количество презентационной техники для нужд школ, средних, специальных и высших учебных заведений.


Борис Эшкинд: Потенциал рынка презентационного оборудования гораздо выше, чем у рынков любых других ИТ-продуктов

Если же говорить о кинотеатральном оборудовании, то этот рынок в России последние десять лет бурно рос вместе с рынком аудио-видеооборудования. Вместе с ростом доходов населения и появлением множества кредитных продуктов увеличивался спрос на потребительские товары, к которым можно отнести и кинотеатральное оборудование.

CNews: Как сказался кризис на этих рынках?

Борис Эшкинд: Безусловно, кризис сказался на российском рынке презентационного оборудования, но не так сильно, как на рынках других ИТ-продуктов, таких как компьютеры и периферийные устройства. Я бы даже сказал, что презентационное оборудование - наименее пострадавший продукт на ИТ-рынке, что, кстати, подтверждают данные исследовательских компаний DTC, IDC и IT Research по результатам продаж в четвертом квартале 2008 года.

Как я уже говорил ранее, рынок презентационного оборудования еще далек от насыщения. Если же говорить о компьютерах, то рынок уже серьезно насыщен и большая часть компьютеров закупается для модернизации имеющегося парка – т.е. для замены старых моделей на новые. Такая же ситуация и на рынке периферийных устройств. Если же говорить о презентационном оборудовании, то тут картина принципиально иная: более 95% проекторов и 99% интерактивных досок закупаются потребителями впервые. Именно поэтому в текущих кризисных условиях, когда потребители экономят на модернизации, рынок презентационного оборудования понес наименьшие потери по сравнению с рынками других ИТ-продуктов.


Борис Эшкинд: Крупнейшим потребителем оборудования для презентаций является сфера образования

Существенным негативным фактом для рынка презентационного оборудования в России (как и для всего импортного оборудования) стала девальвация рубля, т.к. практически все презентационное оборудование является импортным. В результате девальвации рублевые цены уже в конце 2008 года поползли вверх, что незамедлительно сказалось на спросе, обусловленном снижением покупательной способности потребителей.

CNews: Какие тенденции будут актуальны здесь в ближайшие годы?

Борис Эшкинд: Строить прогнозы в текущей ситуации глобального экономического кризиса - занятие неблагодарное. Тем не менее, могу утверждать, что рынок презентационного оборудования в России был, есть и будет одним из самых привлекательных ИТ-рынков в ближайшей перспективе. И на это есть ряд причин. Во-первых, как я уже говорил, рынок пока далек от насыщения. Во-вторых, президент Медведев однозначно заявил, что сокращение государственных расходов не затронет нацпроекты, а, следовательно, государство продолжит играть активную роль на рынке презентационного оборудования, выступая покупателем и заказчиком в сфере образования. Более того, государством сейчас выделяются средства на перепрофилирование тех, кто потерял работу, а это тоже своего рода поддержка образовательного процесса.

CNews: В каких направлениях вы ощущаете снижение спроса, в каких он остался на прежнем уровне?

Борис Эшкинд: Если говорить о профессиональном презентационном оборудовании, то в первую очередь ощущается снижение спроса на продукты высокой ценовой категории и на продукты, имеющие отечественные импортозамещающие аналоги. Но ни проекторы, ни экраны, ни интерактивные доски в России не производят, так что на рынке презентационного оборудование основное снижение спроса произошло в связи с девальвацией рубля. Кроме того, заметно смещение спроса в сторону наиболее дешевых моделей и решений.

Если же говорить о кинотеатральных проекторах, то серьезного снижения спроса мы пока не заметили.

CNews: Пришлось ли вам в связи с текущей экономической ситуацией пересмотреть дистрибутивную политику?

Борис Эшкинд: Мы не просто пересмотрели нашу дистрибутивную политику, но и стараемся как можно чаще вносить актуальные коррективы, т.к. текущая экономическая ситуация не похожа ни на одну из тех, что были раньше, и меняется довольно быстро.


Точки роста

По определенным ИТ-направлениям Россия является примером для всего мира

Юрий Гаврилов

CDTO Металлоинвеста

Стратегия месяца

Зачем государство ввязалось в гонку технологических вооружений

Михаил Замыцкий

директор по развитию «Ситилинк»