Спецпроекты

APM-решения снижают затраты на ИТ-инфраструктуру

Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения
Рынок APM (Application Performance Management – управление производительностью приложений) еще очень молод и невелик: сегодня его объем измеряется всего $3 млрд в мире, к 2017 г. он вырастет в 1,5 раза. В России APM находится практически на старте, хотя и привлекает внимание передовых компаний. Каковы особенности и преимущества средств анализа производительности приложений, обсуждалось на круглом столе CNews Conferences и CNews Analytics «Управление производительностью – мост между бизнесом и ИТ».

Аналитическая компания Gartner изучает рынок APM с 2010 г. Бум поставщиков произошел в 2011 г., когда в квадранте лидеров оказалось более десятка компаний. Впоследствии Gartner ужесточил условия отбора вендоров, и с 2012 г. их число сократилось в несколько раз, – такую историческую справку привел Head of Channel & Allians компании Compuware APM в регионе EMEA Луиш Порем. В числе лидеров осталась сама Compuware APM, чьи решения уже используются во многих финансовых, телекоммуникационных, промышленных предприятиях и госсекторе. В России и странах СНГ ее продукты представляет компания «Альтера Технологии».

Игорь Хомков, генеральный директор «Альтера Технологий», отметил, что, по сути, рынка APM в России сегодня еще нет, его предстоит создать. Впрочем, не с самого нуля – прежде соответствующие решения входили в состав подхода к управлению и организации ИТ-услуг ITMS (IT Service Management), лишь недавно их стали выделять в отдельный и независимый сегмент рынка.

Существующие рыночные тенденции показывают, что затраты на ИТ-инфраструктуру у большинства предприятий сокращаются, потому что компании снижают издержки. Но именно снижение издержек и является основной целью внедрения APM-решений, подчеркнул Игорь Хомков. Мониторинг производительности приложений не привязан к ИТ-инфраструктуре. Соответствующие APM-решения анализируют то, что происходит в ИТ-системах, исследуют бизнес-, технологические операции и соотносят их с конкретным пользователем. Перспективы подобных решений, резюмировал спикер, очень высоки, рынок будет развиваться быстро. Основные потребители APM – это банки, телеком, электронная коммерция, электронные госуслуги и т.п.

Более подробно на особенностях работы APM-приложений остановился в своем часовом докладе Майкл Аллен, вице-президент APM Solution в регионе EMEA. Потребность в инновациях во многих компаниях, как считает эксперт, сегодня существенно выше, чем десять или даже пять лет назад. Это означает, что смена приложений происходит достаточно часто. К числу негативных моментов докладчик отнес увеличение времени отклика информационных систем – в бизнесе это приводит к тому, что информация, необходимая для принятия управленческих решений, поступает медленнее. Наконец, очень важный момент – это т.н. информационная «последняя миля», которая тоже нуждается в эффективном управлении и мониторинге.

APM-системы используют два подхода к сбору информации и мониторингу: безагентский и агентский. В первом случае сбор данных осуществляется по «инициативе» серверных решений – сервер через определенные промежутки времени опрашивает системы и формирует оперативный отчет о состоянии инфраструктуры. Во втором случае специальные программные агенты работают на клиентских компьютерах и мобильных устройствах и собирают нужную информацию. При помощи этих инструментов можно зафиксировать любую проблему в работе ИТ-систем практически в момент ее появления, а иногда даже и прогнозировать ее. Для этого, впрочем, как отметил спикер, компаниям нужны прозрачность и управляемость ИТ-инфраструктуры. При этом APM-решения оказывают минимальную нагрузку на уже имеющуюся инфраструктуру компании – по сути, для обеспечения работы «агентского мониторинга» достаточно одного-двух дополнительных серверов.

APM-решения позволяют оптимизировать затраты на инфраструктуру, выявить и по возможности устранить ее слабые места, касающиеся производительности и надежности бизнес-приложений (вплоть до исходного кода модулей). Впрочем, это в теории. О практических аспекта внедрения подобных средств на круглом столе рассказали заказчики из телекоммуникационной, торговой и финансовой сфер.

Игорь Хомков: Рост рынка APM составляет 20%

Игорь Хомков

Игорь Хомков, глава «Альтера ЛАБ», представительства Сompuware Corporation в России, Белoруссии, Казахстане, оценил спрос на APM-решения в России и в мире и рассказал о целях внедрения данной технологии.

CNews: Каковы главные цели проектов по внедрению APM-решений?

Игорь Хомков: Ответ на данный вопрос достаточно тривиален – снижение издержек бизнеса. Мы считаем, что для этого необходимо повышать эффективность процессов, которые поддерживаются информационными технологиями. Каждый клиент разным путем идет к этой цели. Например, для нефтегазовой компании снижение издержек – это оптимизация вложений в ИТ-инфраструктуру, для e- commerce – понимание того, как клиенты видят сервис, что теряет компания из-за проблем с производительностью, для сервис-провайдеров – повышение эффективности служб Service Desk, снижение времени на локализацию проблемных ситуаций.CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации ТЭК на сегодняшний день?

Читать далее