APM-решения снижают затраты на ИТ-инфраструктуру
Рынок APM (Application Performance Management – управление производительностью приложений) еще очень молод и невелик: сегодня его объем измеряется всего $3 млрд в мире, к 2017 г. он вырастет в 1,5 раза. В России APM находится практически на старте, хотя и привлекает внимание передовых компаний. Каковы особенности и преимущества средств анализа производительности приложений, обсуждалось на круглом столе CNews Conferences и CNews Analytics «Управление производительностью – мост между бизнесом и ИТ».Алексей Бунин, исполнительный директор «Ростелекома», пояснил, что вовсе не внедрение APM обеспечивает оптимизацию бизнес-систем, а меры, которые принимает руководство на основе получаемых от APM данных. Необходимость в APM-решении была обусловлена тем, что «Ростелеком» объединяет большое количество компаний – это означает огромное число
ИТ-систем и необходимость их постоянно изменять. В «Ростелекоме» опробовали множество решений, но пришли к выводу, что системы событийного мониторинга, которые собирают логи из различных ИТ-систем, недостаточно информативны, и понять, из-за чего произошел сбой, порой довольно сложно. В конечном счете, пришли к системе Compuware. Она была внедрена совместно с Oracle E-Business Suite и сейчас используется для мониторинга пользовательского трафика, связанного с корпоративной ERP-системой.
Спикер подчеркнул, что в предложенном решении уникален вовсе не анализ трафика как такового (подобные системы на рынке существуют в достаточном количестве), а возможность «склеить» по цепочке все пользовательские транзакции и взаимодействие ИТ-систем и компонентов в единое целое.
В ходе внедрения и эксплуатации продуктов Oracle в «Ростелекоме» практически сразу столкнулись с проблемой производительности ERP-системы. Сделали анализ пользовательских транзакций, однако знание среднего времени выполнения операций мало что дало, поскольку разные бизнес-пользователи выполняют в системе разные задачи, и эти значения – всего лишь «средняя температура по больнице». Далее происходило исследование каждой функциональной операции и оценка, как долго загружаются экранные формы, отчеты. В результате удалось выявить несколько проблемных участков кода, после исправления которых «Ростелекома» ERP-система заработала быстрее.
Этот пример доказывает, что формируемые APM-системами отчеты полезны не только для бизнеса, но и для разработчиков. В «Ростелекоме» заключили соглашение с Oracle на улучшение кода ряда операций и форм в ERP-системе, при этом критерием оценки изменений послужит именно система мониторинга Compuware. По условиям соглашения ожидается, что производительность возрастет в среднем на 30%.
Еще один аспект применения технологий APM в компании – это получение более точных оценок того, нуждается ли инфраструктура в модернизации. Бизнес-системы запускаются на тестовых серверах, и, если производительность возрастает, соответствующие изменения делаются и на рабочих серверах компании. Впрочем, не всегда и не все решения можно подвергнуть такого рода исследованию – это касается функциональных модулей, создаваемых на внутреннем языке бизнес-продукта. Как отметили участники круглого стола, примером таких решений является платформа «1С» – без помощи со стороны ее разработчиков реализовать «агентский» мониторинг довольно сложно.
Для APM-мониторинга совершенно не нужны значительные ИТ-ресурсы – об этом говорили и Майкл Аллен, и Даниил Кочетов, старший специалист команды технического анализа производительности ИТ-систем компании Mars. Более того, не нужно привлекать и значительное число ИТ-специалистов для проведения тестирования производительности ПО. В Mars все эти действия выполняет один человек.

Очень часто внедряемые приложения работают медленно, а пользователи, как правило, не сообщают об этой проблеме – лишь в случае каких-то критичных сбоев они обращаются в службу поддержки. Однако невысокая производительность ПО, пояснил Даниил Кочетков, тоже наносит ущерб бизнесу. Периодические плановые проверки инфраструктуры в компании не выявляют причин медленной работы, – вроде бы и приложения загружаются, и передача пакетов по сети происходит с оптимальной скоростью, однако в реальных ситуациях бизнес-системы все равно работают недостаточно быстро.
В подобных случаях при помощи средств мониторинга Даниил Кочетков в компании проводил серию неофициальных тестов и, как правило, выявлял причины. Впоследствии в Mars появился консалтинговый сервис, который занимался регулярными исследованиями нового ПО и мониторингом операций пользователя. На основе этих исследований в компании была создана база знаний, позволяющая быстро решать проблему в случае ее повторного появления. Эффективность подобного мониторинга оценивается по времени – насколько быстрее сотрудник справляется с той или иной операцией при помощи корпоративных ИТ-систем.
Представители Qiwi Дмитрий Уханов, CIO, и Александра Романова, менеджер группы дежурных администраторов, в совместном докладе рассказали о том, какие технологии используются для мониторинга пользовательского трафика сайта компании. Qiwi долгое время искала технологии, позволяющие собирать показатели работы сайта и оценивать эффективность его работы, пока не обратила внимания на Compuware. Этот продукт успешно справился с пилотным проектом, проведенным в Qiwi. Даже с пилота были получены практические результаты – решение позволило осуществить синтетическое моделирование реального доступа пользователя к сайту, платежным шлюзам и получить показатели работы различных компонентов информационных систем компании Qiwi.
Сергей Лосев