Разделы

ПО Бизнес Телеком Интернет Цифровизация ИТ в госсекторе Импортонезависимость Конференции

О чем говорили участники CNews FORUM Кейсы 2023

Процесс цифровой трансформации продолжается, несмотря на возникшую в стране нестабильность. Российские разработчики ПО создают отечественные продукты и формируют вокруг них экосистему приложений и услуг. Производители оборудования стараются удовлетворить потребности заказчиков в инфраструктурных решениях. А заказчики формируют планы реализации цифровых проектов и стремятся сделать их по-настоящему эффективными. Об этом говорили участники прошедшего недавно CNews FORUM Кейсы: Опыт ИТ-лидеров.

Александр Долгов: 60% успеха ИТ-стратегии зависит от того, насколько она связана с бизнес-целями компании

В современных условиях от эффективности ИТ и «цифры» напрямую зависит, насколько конкурентоспособной будет компания и сможет ли она удержаться на рынке. В рамках прошедшего CNews FORUM Александр Долгов, заместитель генерального директора по информационным технологиям «Первой грузовой компании», и Александр Семенов, генеральный директор ГК «КОРУС Консалтинг» поделились опытом создания успешной ИТ-стратегии, которая приносит бизнесу измеримый результат.

ПГК – высокотехнологичная компания, один из крупнейших российских частных операторов в сфере грузовых перевозок. Регулярно запускает новые проекты и направления, совершенствует внутренние процессы, максимально используя потенциал ИТ-систем. Совместно с «КОРУС Консалтинг» ПГК реализовала несколько проектов: была создана система расчета ставок на перевозки, внедрена CRM-система, а также полностью обновлен корпоративный портал на 3000 сотрудников. В основе всех проектов лежит ИТ-стратегия, созданная Александром Долговым.

Когда ИТ-стратегия не поможет?

Прежде чем разрабатывать ИТ-стратегию, необходимо ответить на принципиальный вопрос: «Какую роль внутренняя ИТ-служба или внешний ИТ-партнер играют в компании?». Существуют два подхода: клиентоориентированный и клиентоцентричный. В первом случае специалисты принимают и реализуют все пожелания бизнеса. Во втором – самостоятельно разбираются в проблематике и специфике бизнеса, оценивают текущее состояние компании с точки зрения ИТ и, исходя из этого, предлагают комплекс изменений.

«Здесь можно провести простую аналогию: официант и доктор. Если вы попросите официанта вылить вам в тарелку со стейком красное вино, он сделает это просто потому, что вы так попросили. А если вы придете к врачу с жалобами на боль и попросите вам что-то отрезать, то он сначала назначит вам обследование, анализы и только потом будет принимать решение. Так же в случае с ИТ-стратегией: если внутренняя ИТ-служба или внешний подрядчик работают по клиентоориентированной модели, то ИТ-стратегия для компании останется лишь документом в столе и не принесет пользы. Если же ИТ-специалисты обладают достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно “раскопать” глубинные потребности бизнеса и на их основе вместе с компанией сформировать и внедрить ИТ-стратегию – тогда компания получит действительно значимый долгосрочный план, который приведет к конкретным результатам», – отмечает Александр Долгов.

Кому и зачем нужна ИТ-стратегия?

Обычно в компании есть несколько внутренних заказчиков, которые должны принимать участие в разработке ИТ-стратегии и понимать, к чему приведет ее реализация. Первый заказчик – это собственник. На начальном этапе собственнику важно знать, сколько инвестиций потребуется, насколько они обоснованы, на какой срок рассчитана стратегия, и к какому результату в бизнесе должны привести ИТ-изменения.

«Как правило, горизонт долгосрочной ИТ-стратегии – 3 года. При этом собственник будет инвестировать в ИТ от 2 до 6% выручки ежегодно. Это немалая сумма, поэтому ему необходимо понимать, куда именно вкладывать, почему, в чем бизнес-логика тех или иных проектов», – уточняет Александр Долгов.

Второй заказчик – генеральный директор. В рамках разработки и реализации ИТ-стратегии он определяет и контролирует конкретные проекты и сроки, а также результаты и метрики их оценки. Наконец, ИТ-директор, получив утвержденную ИТ-стратегию, понимает, что у него есть согласованный план действий, утвержденный бюджет и конкретные целевые показатели.

«ИТ-стратегия позволяет комплексно оценить цели и задачи бизнеса, и уже на основе этого продумать ИТ-архитектуру и структурировать все проекты», – подчеркивает Александр Долгов.

Три шага к ИТ-стратегии

Структура и логика создания успешной стратегии развития включает в себя три базовых пункта.

  1. Вводные для ИТ-стратегии: почему компании нужно вносить изменения в ИТ? Для этого нужно проанализировать рынок, оценить ситуацию у клиентов и конкурентов, диагностировать текущее состояние бизнес-процессов и ИТ-ландшафта и сопоставить цели ИТ-стратегии с общей стратегией компании. 60% успеха ИТ-стратегии зависят от того, насколько она связана с бизнес-целями компании.
  2. Стратегические направления развития ИТ: что нужно сделать для реализации ИТ-стратегии? Нужно сформировать стратегические направления развития ИТ – это ключевые инициативы с приоритезацией и понятная целевая ИТ-архитектура. Компания и ИТ-партнер определяют, какие информационные системы в рамках стратегии нужно заменить, обновить или внедрить «с нуля».
  3. Реализация: как реализовать намеченную стратегию? На этом этапе надо составить дорожную карту, определить бюджет, а также целевую операционную модель ИТ-стратегии.

«ИТ-стратегия – это не набор лозунгов. Это конкретный набор проектов и инициатив с оценкой затрат и дорожной картой их реализации», – резюмирует Александр Долгов.

В случае, если для разработки и реализации ИТ-стратегии необходимо привлечь внешнюю команду, то важно, чтобы ИТ-компания обладала глубокими компетенциями не только в ИТ, но и в бизнесе. Если ИТ-партнер понимает специфику отрасли, знает основные «головные боли» компании, то ему будет намного проще подобрать эффективные инструменты для решения бизнес-задач.

«Для успешной работы с внешним ИТ-партнером нужны три составляющие. Во-первых, важно, чтобы клиент и ИТ-партнер вместе выступали соавторами изменений –формировали бизнес-гипотезы, которые можно проверить с помощью ИТ-инструментов. Во-вторых, необходимо, чтобы обе команды четко представляли себе будущую ИТ-архитектуру компании и понимали, как управлять комплексом взаимосвязанных проектов. И наконец, нужно исключить зависимость от одного поставщика или ИТ-решения. Если эти условия соблюдены, то ИТ-компания станет для бизнеса долгосрочным партнером в трансформации», – считает Александр Семенов, генеральный директор ГК «КОРУС Консалтинг».


CNews подготовил инфографику по одной из крупнейших информационных систем России
Цифровизация





Бесплатная российская замена Active Directory упрощает переход на отечественное ПО
Безопасность










Наталья Рудычева