Разделы

IBS

Цифровая цепочка поставок

Цифровая цепочка (цепь) поставок, ЦЦП (логистическая цепочка; снабженческая цепочка; сеть поставщиков; канал поставок), в современной цифровой экономике – это цифровое спрос-ориентированное планирование, поиск, производство, складирование, распространение (дистрибуция) и доставка товаров, продуктов и/или услуг от места их создания до потребителя; это система (совокупность) взаимосвязанных и взаимозависимых организаций/предприятий, человеческих, информационных и ИТ-ресурсов, возможно, международного масштаба для обеспечения создания (изготовления) и доступности нужного продукта в нужное время и в нужном месте, причем с нужным качеством и по подходящей цене.

Основными технологиями, на которых строится ЦПП, являются: интернет вещей, автономные транспортные средства, машинное обучение и искусственный интеллект, цифровые платформы и блокчейн

Чтобы добиться бесперебойной работы ЦЦП, требуется эффективное и координированное управление работой всех участников (этапов, звеньев) общего процесса, в том числе отвечающих за материально-техническое снабжение (materials management, поток исходных материалов и комплектующих изделий); за логистику (logistics, управление материальными и информационными потоками от организации к потребителю), за физическое распространение/дистрибуцию (physical distribution management, включая складирование и транспортирование готовой продукции).

Основными отличиями ЦПП являются:

  • сквозная доступность (end-to-end visibility) сведений о материальных, информационно-управляющих и финансовых потоках для всех участников цепей поставок в реальном времени;
  • сетевой принцип организации взаимодействия между участниками цепи поставок, активное взаимодействие участников в планировании материальных потоков (collaborative forecasting and planning) и координации операционных решений на основе разделяемых данных (shared data);
  • полная прослеживаемость (traceability) статуса материальных объектов в цепи поставок (товаров, сырья, комплектующих, транспорта, производственных мощностей и т.п.) в режиме реального времени с высоким уровнем детализации, вплоть до отдельной единицы материальных потоков;
  • автоматизация принятия решений по управлению материальными и финансовыми потоками с использованием искусственного интеллекта.
Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Основными технологиями, на которых строится ЦПП, являются: интернет вещей, автономные транспортные средства, машинное обучение и искусственный интеллект, цифровые платформы, технологии распределенного реестра (блокчейн).

ЦЦП – это новый термин также в области медиа и мультимедиа, процесс доставки цифрового контента (например, музыкальных или видеоматериалов) электронными средствами от источника (контент-провайдера) до получателя (потребителя). Подобно тому как это делается с физическими объектами в обычной цепочке поставок для превращения этих объектов в готовый для потребления продукт, цифровой контент должен пройти несколько этапов обработки (например, сжатие, форматирование, контроль качества файлов), чтобы потребитель мог с удовольствием слушать музыку или смотреть видео на компьютере, планшете, смартфоне или телевизоре.

Почему это важно для бизнеса?

Цифровые цепи поставок являются гораздо более эффективными, гибкими и устойчивыми чем традиционные. Они позволяют предлагать потребителям существенно больше ценности и в конечном счете заменят традиционные методы управления поставками. Для многих предприятий цифровизация цепей поставок открывает новые возможности по росту бизнеса.

Для того чтобы сохранять конкурентоспособность, предприятия должны выработать и реализовать стратегию цифровизации цепи поставок, что возможно делать только во взаимодействии со своими партнёрами по цепи поставок. Вместе с тем цифровизация цепей поставок несет и новые угрозы, особенно в части обеспечения информационной безопасности.