Спецпроекты

Из умных теплиц – на умные прилавки: как цифровизируется агропром

Интеграция Ритейл

Стратегию производства мировых гигантов определяет новая модель ритейла. Ее составные части – контролируемая цепочка поставок вплоть до потребителя, роботизация производства и складских помещений, автоматизация сельского хозяйства и даже выращивание продуктов в городских условиях. Они не называют это «импортоопережением», но именно этим свойством и отличаются их решения: стабильное производство с уверенным планированием и прозрачная логистика, подстроенная под клиента, получающего товар прямо в руки. Как меняется производство овощей, способы их доставки и потребления в цифровую эпоху, можно рассмотреть на примере комплекса разработок компании Panasonic.

ИТ позволяют выращивать овощи с заданными характеристиками

Как работает вертикальная ферма, какие преимущества она дает в сравнении с традиционными теплицами, и какую роль в ней играют технологии, CNews рассказал директор агропромышленного дивизиона компании Panasonic Connected Solutions Юсукэ Адачи.

CNews: Какой у вас план по развитию, скажем, до 2030 года?

Юсукэ Адачи: Пока что это сложный вопрос, я не могу озвучить конкретные цифры. Мы точно будем развивать систему. В первую очередь, в Японии, Китае, Сингапуре и других странах Восточной Азии. В будущем мы планируем экспансию и в другие регионы, включая Европу.

CNews: Вы ведете разработки и в Сколково. В России тоже будет запущен аналогичный проект?

Юсукэ Адачи: Да, но это пока не массовое производство, а R&D центр, где мы тестируем технологии, учимся работать в условиях отличных от Японии и Китая. Скажем так, приближаемся к европейскому рынку сквозь сибирские холода.

CNews: Что можете сказать про стоимость таких овощей для потребителя?

Юсукэ Адачи: Пока что овощи, выращенные в вертикальных фермах, дороже, чем те, что производятся в обычных условиях. Но мы может более или менее стабильно рассчитывать объемы производства и стоимость. А вот с сезонными овощами сложнее: цена плавающая, да еще и зависящая от конкретного региона. Наши основные расходы – электричество, оплата труда сотрудников и начальные инвестиции.

CNews: Во всем мире сейчас популярна органическая еда. Можно ли отнести к таковой вашу продукцию?

Юсукэ Адачи: Смотря, что мы называем «органическими овощами». И это одна из проблем, которую мы сейчас пытаемся решить. Это определение основано на принципах традиционной агрономии, где под органическими продуктами подразумевается все, что выращено в почве под солнечными лучами. С этой точки зрения, мало кто из обычных людей назовет органической зелень, произведенную высокотехнологичными фабриками. В то же время, наш экологический контроль настолько высок, что овощи растут вообще без использования пестицидов. В плане безопасности наша продукция заметно лучше органических овощей. Именно для этого мы хотим создать новую систему оценки, чтобы наши усилия стали более понятными и видимыми конечным покупателям.

CNews: Можно ли сделать овощи вкуснее и полезнее, используя современные технологии?

Юсукэ Адачи: В целом, да. Конечно, многое зависит от ваших ожиданий – насколько лучший салат по сравнению с обычным вы хотите получить, какими критериями оперируете? Но когда мы анализируем питательную ценность своей зелени, ее витаминный состав, эти показатели у нее выше. Во многом, это происходит благодаря эко-контролю. Внешнее окружение очень важно для растений, в идеальной ситуации они набирают больше витаминов.

И еще мы можем гибко контролировать условия выращивания – освещение, температуру, влажность. В результате можно даже получить овощи с заданными характеристиками. Не скажу, что по вкусу они будут кардинально отличаться от обычных овощей. Но сделать салат более мягким или, наоборот, хрустящим, нам вполне по силам.

CNews: В закрытых помещениях выше риск поражения растений бактериями и насекомыми, как вы справляетесь с этой проблемой?

Юсукэ Адачи: Это еще один важный момент в работе наших теплиц. Проблема в том, что условия, идеальные для растений, идеальны и для различных типов насекомых. Для них там просто нет врагов. И как только они проникают в закрытую ферму, они могут распространиться мгновенно, как разорвавшаяся бомба. Что мы можем сделать в этой ситуации? Просто «перезагрузить» теплицу. Удалить все пораженные растения, продезинфицировать площадку и посадить новый урожай.

Избежать подобных катастроф помогают очень серьезные системы контроля. Мы должны поддерживать чистую среду без бактерий и насекомых, чтобы выращивать в ней растения без химикатов или пестицидов.

CNews: Есть какие-то особенные преимущества использования подобного решения для территорий с экстремальными погодными условиями? Рассчитывали ли вы, что заказчиками ферм станут, в первую очередь, регионы с суровым климатом?

Юсукэ Адачи: Локальные климатические условия не являются первопричиной для развития подобного бизнеса. Начиная этот проект, мы ориентировались преимущественно на большие тренды – глобальное потепление или изменение климата. Количество людей, занятых в земледелии, сокращается во всех регионах мира. В скором времени по всей планете мы будем вынуждены заняться качественным изменением сельского хозяйства. Не думаю, что это связано исключительно с географией – с северными регионами России или жаркой Африкой. Это глобальный мегатренд. Придет время, когда нам придется производить овощи на фабриках.

Что влияет – так это инфраструктурные условия. К примеру, в решении, разработанном для Юго-Восточной Азии, не предусмотрены системы отопления. Для северных регионов они потребуются. Нужно также будет отслеживать внешнюю температуру и регулировать обогрев, чтобы температура внутри была комфортной для растений. В холодных регионах расходы на обогрев составляют львиную долю от общей стоимости производства. И его надо контролировать, чтобы оптимизировать эти расходы. Такие решения сейчас тестируются на севере Японии, в регионе Хоккайдо. И это может быть актуально для России, потому что вы еще севернее.

CNews: То есть, для холодных регионов выращивание овощей таким способом может оказаться слишком дорогим?

Юсукэ Адачи: Возможно. Но, думаю, что доставлять их транспортом – еще дороже. Надо считать для каждой конкретной территории.


Технология месяца

6G перебьет аппетит к 5G?

Сети 6G, как ожидают аналитики, начнут появляться уже через пять-десять лет.

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка

articles