Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Банковские мини-офисы - наступает время полной автоматизации?

Кризис затронул банковский сектор, пожалуй, серьезнее, чем другие отрасли. Многие финансовые учреждения вынуждены сокращать число своих отделений, отступать с завоеванных позиций. На помощь приходят автоматизированные банковские павильоны, позволяющие населению самостоятельно получать банковские услуги. Перспективы автоматизации CNews обрисовал Дмитрий Бубнов, глава дирекции "Решения для розничного бизнеса" компании Inpas.

Решения

"Смотритель-Офис самообслуживания"

Развитие банковского розничного рынка и возрастающая потребность населения в банковских услугах формирует необходимость в разветвленной банковской инфраструктуре, растет число филиалов, работающих в режиме самообслуживания. Если при небольшой сети вопросы обеспечения безопасности можно решать на уровне разрозненных систем, то с ростом числа филиалов на первый план выходят вопросы автоматизации ведения претензионной работы и обеспечения безопасности отделения в целом, что в конечном итоге позволяет минимизировать издержки и увеличить эффективность розничного бизнеса. При самостоятельной работе клиентов в отсутствие сотрудников банка становятся актуальными проблемы обеспечения безопасности как самих отделений, так и финансовых транзакций в них совершаемых. Можно выделить три ключевые предпосылки возникновения этих проблем: непривычность работы с устройствами самообслуживания для значительной части клиентов, повышенная криминальная активность и, наконец, необходимость обеспечения бесперебойного оказания услуг, защита отделения в случае форс-мажорных ситуаций.

Для решения этих задач предназначена система "Смотритель-Офис самообслуживания". "Смотритель-Офис самообслуживания" – это современный программно-аппаратный комплекс, который обеспечивает организацию санкционированного доступа к устройствам самообслуживания, безопасность клиентов при совершении операций по банковским картам и предотвращение актов вандализма.

Возможные модули решения "Смотритель-Офис самообслуживания":

  • система контроля и управления доступом по банковским картам ;
  • офисная система видеонаблюдения;
  • система видеонаблюдения для банкоматов;
  • интеграция с датчиками охранно-пожарной сигнализации;
  • модуль голосового оповещения.

Система объединяет в себе модули охранно-пожарной сигнализации, системы видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом, приложение для ведения претензионной работы. Благодаря синергии этих систем появляется возможность анализировать события, выявлять подозрительную активность и противодействовать ей в соответствии с программой, заданной банком. Система безопасности должна обладать "органами чувств" - устройствами, позволяющими ориентироваться в текущей обстановке. Это могут быть датчики охранно-пожарной сигнализации, сообщения о событиях банкомата, результат обработки видеоизображения, тревожные кнопки и т д. На основании анализа событий система принимает решения о дальнейших действиях и реагирует на ситуацию: например, открывает/закрывает двери, дает сигнал на пульт охраны, включает тревожное освещение, сирену, ведет видеозапись. Важным преимуществом системы является возможность использовать и дополнять уже существующую инфраструктуру систем безопасности, для сохранения сделанных инвестиции.

Ключевые функциональные возможности системы

  • Видеозапись по событиям системы (события охранно-пожарной сигнализации, события банкомата, события системы контроля и управления доступом, результат анализа многих событий), непрерывная видеозапись, предсо-бытийная видеозапись.
  • Ограничение доступа в зону самообслуживания по банковским картам.
  • Отслеживание, регистрация и противодействие подозрительной активности.
  • Гибкая настройка логики работы системы
  • Поиск по видеоархиву
  • Удаленное управление работой офиса самообслуживания
  • Удаленная настройка сценария работы офиса самообслуживания
  • Удаленный просмотр событий системы и поиск по ним

Решение "Смотритель-Центр" является модулем, который может дополнять решения "Смотритель-Офис Самообслуживания", "Смотритель-Банкомат Сетевой", "Смотритель-Терминал", функционалом централизованного управления и мониторинга всей сети банкоматов/терминалов/зон самообслуживания. Когда оборудование офисы компании находятся в разных концах города или даже в разных городах, то координация работы намного усложняется. Повышаются временные затраты на настройку отдельно стоящего оборудования, становится невозможно контролировать ситуацию в режиме реального времени, увеличиваются затраты на сбор нужной информации в случае возникновения нештатных ситуаций. Следовательно, актуальными становятся такие вопросы, как единообразие инструментов для ведения претензионной работы, автоматизация процессов обслуживания оборудования, осуществление мониторинга в режиме реального времени, масштабируемость системы. Система "Смотритель-центр" позволяет осуществлять непрерывный мониторинг состояния всех охраняемых объектов, удаленно получать доступ к видеоархиву на них. При этом данное решение адаптировано для работы по узким каналами связи, например с использованием gsm-модем. Таким образом, работу оборудования, к которому невозможно проложить выделенную линию, а доступ затруднен (например, если банкомат расположен в российской глубинке), можно в любом случае контролировать удаленно.


На сегодняшний день версии системы "Смотритель" успешно эксплуатируются более чем в 40 банках России

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Помимо защитных функций, система "Смотритель-центр" позволяет решать и смежные задачи, такие, как обеспечение своевременной замены оборудования или его комплектующих. В системе можно задать номер телефона или адрес электронной почты специалиста, выполняющего обслуживание. В случае выхода оборудования из строя данному сотруднику будет отправлено sms-сообщение (почтовое уведомление) с указанием адреса, по которому расположено оборудование, и причины вызова (например, закончилась бумага в чековом принтере). Тем самым, уменьшаются затраты на контроль состояния оборудования и организацию ремонтных работ.

Решение обеспечивает следующий функционал: централизованное видеонаблюдение за объектами, централизованный мониторинг тревожных событий, sms и e-mail уведомления в случае нештатной ситуации, централизованный поиск по видеоархиву и журналу событий во всех филиалах и на всех банкоматах, ограничение доступа к системе по ролям пользователей (офицер безопасности, оператор, инженер).

Модуль "Смотритель-Центр" обеспечивает единую инфраструктуру для различных служб: безопасности, эксплуатации, в банках также и для службы ведения претензионной работы. Это позволяет экономить значительные средства на внедрении систем для различных подразделений, функционал которых во многом пересекается.

Первая версия системы "Смотритель" появилась в конце 2007 г. и уже успела завоевать популярность в банках как инструмент для решения задач по обеспечению безопасности банкоматов и ведения претензионной работы. На сегодняшний день версии системы "Смотритель" успешно эксплуатируются более чем в 40 банках России.