Госфинансирование «Информационного общества» урежут на 10 млрд, «Развития электронной промышленности» - на 22%

Бизнес Финансовые результаты ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Валерия Шмырова
С принятием поправок к закону «О федеральном бюджете на 2016 г.» госпрограммы лишатся 411,6 млрд руб. В частности, пострадают программы «Информационное общество», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» и «Развитие науки и технологий». Причина сокращения финансирования – отсутствие позитивной динамики, выявленное Минэкономразвития.

Поправки к бюджету урежут финансирование госпрограмм

Поправки к закону «О федеральном бюджете на 2016 г.» уменьшат финансирование госпрограмм на 411,6 млрд руб. К такому выводу пришла Счетная палата в ходе анализа законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год"».


Этот законопроект был внесен в Госудуму Правительством России 8 октября 2016 г. Дата его рассмотрения в первом чтении пока не назначена.

В частности, программа «Информационное общество (2011 – 2020 гг.)», на финансирование которой в бюджете отведено 122,8 млрд руб., после принятия поправок лишится 8,6% этой суммы, в результате чего объем выделенных на нее средств составит 112,2 млрд руб.

Программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 – 2025 гг.», которая должна получить из бюджета 12,8 млрд руб., потеряет 21,9% финансирования и в результате получит чуть меньше 10 млрд руб.

Программа «Развитие науки и технологий на 2013 – 2020 гг.», на которую выделено 157,7 млрд бюджетных средств, лишится 9,7% этих средств и получит 142,4 млрд руб.

Другие программы

Всего из федерального бюджета финансируется 40 госпрограмм. Расходы на их реализацию в 2016 г. должны составить 7911 млрд руб. Поправки сократят эту сумму на 5,2%, в результате чего она уменьшится до 7499,5 млрд руб.

Программы «Информационное общество», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»
подпали под сокращение финансироания «из-за отсутствия позитивной динамики»

По словам председателя палаты Татьяны Голиковой, больше всего пострадает направления «Инновационное развитие и модернизация экономики» – оно лишится около 250 млрд руб. Направление состоит из 18 государственных программ. Финансирование госпрограммы по развитию транспортной системы сократится на 80 млрд руб., сельскохозяйственной программы – на 22,4 млрд руб., программы космической деятельности – на 20,5 млрд руб.

Также будет существенно урезано финансирование направления «Новое качество жизни». Направление включает в себя 12 госпрограмм, которые лишатся 90,9 млрд руб. В их число входит программа развития здравоохранения, которая потеряет 16,9 млрд руб. и программа социальной поддержки граждан, которая лишится 22,4 млрд руб.

Причины сокращения финансирования госпрограмм

Счетная палата отмечает, что бюджет на 2015 г. также был спланирован по структуре госпрограмм. Объем их финансирования равнялся 7,9 трлн руб., что составило 49,6% расходной части бюджета. План был выполнен в объеме 7,7 трлн руб., то есть на 98,1% от утвержденных параметров.

Минэкономразвития и Счетная палата одновременно провели два не связанных друг с другом оценивания эффективности выполнения госпрограмм в 2015 г. По результатам анализа Минэкономразвития, 19 программ получили оценку эффективности высокую или выше среднего, 13 – низкую или ниже среднего. Позитивная динамика по сравнению с 2014 г. оказалась незначительной – тогда было отмечено 14 программ с низким или ниже среднего показателем эффективности. Отсутствие прогресса стало причиной предложенного сокращения финансирования.

Счетная палата использовала другую шкалу для оценивания госпрограмм, а также отказалась оценивать 18 программ, отчетность которых находится в неудовлетворительном состоянии. По результатам анализа палаты, положительная динамика по сравнению с 2014 г. достаточно существенна. В 2015 г. низкий уровень эффективности продемонстрировали всего 7 программ, в то время как в 2014 г. таковых было 17. Соответственно, среднего уровня в 2015 г. достигли 13 программ, хотя в предыдущем году таковых было всего 3. Выше среднего уровня шкала Счетной палаты не простирается.

Голикова отмечает также, что многие госпрограммы по-прежнему не соответствуют стратегическим правительственным документам, их цели остаются неконкретными, задачи – несогласованными, формулировки – нечеткими. Позитивная годовая динамика показателей если и присутствует, то слабо выражена.

Другие поправки

Одновременно поправки к закону «О федеральном бюджете на 2016 г.» увеличат размеры кредитов, выделяемых из бюджета регионам, на 28 млрд руб.

Кроме того, поправки изменят годовой объем дефицита госбюджета – он превысит 3 трлн руб., то есть составит 3,7% от ВВП. Также будет утверждена программа внутренних государственных заимствований, объем которых достигнет 500 млрд руб. Однако, согласно прогнозным данным Счетной палаты, в последнем квартале 2016 г. с рынка потребуется привлечь еще около 260 млрд руб.

Одновременно Минфин предлагает урезать расходы на обслуживание на 6 млрд руб., но Счетная палата утверждает, что эти расходы можно дополнительно сократить еще на 7-8 млрд руб.

Палата сообщила, что дебиторская задолженность бюджета по доходам в 2016 г. растет: в период с начала года по 1 июля она увеличилась на 7% и составила более 2 трлн руб.

Взносы в общества и госкорпорации

Счетная палата также отметила сомнительную эффективность расходования взносов из бюджета в уставные капиталы акционерных обществ, равно как и имущественных взносов в госкорпорации. По словам Голиковой, действия, на которые выделяются средства, не предпринимаются, и на счетах обществ накапливаются значительные остатки. При этом бюджет продолжает направлять в общества взносы в прежнем объеме.

Например, по состоянию на начало 2016 г. неиспользованные остатки на счетах ОАО «Особые экономические зоны» достигали 3,5 млрд руб. На счетах дочерних обществ таких остатков образовалось на сумму 21,3 млрд руб. Однако объем взносов, направляемых в общество из бюджета, не изменился и по-прежнему составляет 3,1 млрд руб.

Что касается имущественных взносов из бюджета в госкорпорации, то их объем несколько сократился. Тем не менее, по состоянию на начало 2016 г. неиспользованные остатки на счетах госкорпораций составляли в общей сложности 130 млрд руб. При этом на депозитных счетах было заработано 10 млрд руб. По состоянию на 1 сентября 2016 г. госкорпорации имели на депозитных счетах свободные средства на сумму 160 млрд руб., причем заработок на них составлял 4,7 млрд руб.