Цифровое телевидение и «ГЛОНАСС» взорвут рынок электроники
Объем российского рынка электронной компонентной базы в 2007 г. вырос на 30% и превысил $2 млрд. Сегмент изделий для потребительской электроники рос несколько быстрее рынка в целом, однако - это лишь 6% от всей номенклатуры, выпускаемой в России. Но в 2008 г. он может вырасти более чем на 100% и стать самым быстрорастущим, полагают эксперты. Способствовать этому должны госпрограммы «Цифровое телевидение» и «ГЛОНАСС».Российский рынок электронных компонентов в 2007 г. показал рекордный рост за последние несколько лет 30% против 21,7% в 2006 г. (в 2005 г. рост составил 19%). Его объем, по оценкам ИД «Электроника», превысил $2 млрд. Доля России на мировом рынке электроники составляет лишь 0,5%.
Одним из главных «рецептов» для увеличения этих цифр эксперты называют разработку в России продукции для потребительской электроники. По итогам 2007 г. его объем составил около $76 млн, или 6%. «Российским инновационным компаниям не хватает масштаба деятельности, считает Иван Покровский, генеральный директор ИД „Электроника“. Коммерческий потенциал инновационного бизнеса критически зависит от емкости рынка, на котором компания работает». Существенно увеличить масштаб бизнеса российским производителям и разработчикам можно при выходе на зарубежные рынки или на массовые сегменты внутреннего рынка, считает эксперт.
Такими сегментами, по мнению Покровского, в России являются цифровое телевидение и «ГЛОНАСС». Реализация этих программ будет иметь большое значение для дальнейшего развития рынка потребительской электроники. «Несколько российских компаний уже разработали приставки цифрового телевидения и модули GPS+»ГЛОНАСС", рассказывает Иван Покровский. Эти изделия ждут начала массового производства. За счет начала массового производства этих изделий возможен рост рынка электронных компонентов для потребительской электроники более 100% в год".
Правда, пока перспективы данных устройств видны лишь там, где заказ обеспечивает государство, считает эксперт CNews Analytics Сергей Шалманов. До широкого коммерческого и частного использования электронных устройств российского производства, по его мнению, пока далеко. "Спутников ГЛОНАСС на орбите мало и, по сравнению с GPS, отставание заложено в самой програме ГЛОНАСС на десятилетия, - говорит Шалманов. - Число спутников - это предельный уровень точности. А уровень точности - это стимул для рынка коммерческого". Если государство сможет скорректировать программу ГЛОНАСС, т.е. введет в эксплуатацию резервные спутники, тогда, по мнению эксперта, система станет потенциально конкурентноспособной и в коммерческом секторе.
Не менее важным фактором для роста данного рынка является появление в России контрактных производств. «Нужно развивать потребление электронных компонентов, говорит в беседе с корреспондентом CNews Михаил Маслов, исполнительный директор Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов. Это потянет за собой и собственное производство». Без наличия внутренней потребности, по его мнению, электроника развиваться не будет.
Ежегодный рейтинг Manufacturing Market Insider (MMI), опубликованный недавно, назвал лидерами мировой контрактной сборки компании Foxconn, Flextronics и Jabil Circuit. Все они уже заявили об интересе к размещению производства в России. Сдерживающим фактором являются ввозные пошлины, отмена которых обсуждается в правительственной комиссии в настоящее время. Один из лидеров российской электроники, компания «Ситроникс», также поддерживает беспошлинный импорт компонентов, сообщил CNews ее представитель Сергей Филиппов.