Совет Федерации: закон «О связи» противоречит Конституции
Как стало известно CNews.ru, комитет по промышленной политике Совета Федерации планирует инициировать проверку конституционности основных положений закона «О связи». По мнению сенаторов, по меньшей мере, 16 пунктов нового закона противоречат Конституции РФ. Закон «О связи» был одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 г. Накануне, 24 июня 2003 г., комитет Совета Федерации по промышленной политике рекомендовал Верхней палате отклонить новую редакцию закона. Однако 97 сенаторов (54,5%) проголосовали за его принятие, против выступили только 25 человек (14%), 12 воздержались. Необходимый минимум для одобрения закона 90 голосов был пройден. И новый закон вступил в силу с 1 января 2004 г. Для его полноценной реализации требовалось, как минимум, 35 нормативных правовых актов правительства РФ, в том числе таких критичных для отрасли связи, как о лицензировании, сертификации, распределении ресурса нумерации, резерве универсальной услуги связи. На сегодня некоторые из них уже подписаны. Однако в отрасли
Глава Комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников считает, что существующий закон не только ограничивает свободу участников рынка и поддерживает монополизацию сектора. Кроме того, некоторые положения закона существенно увеличили издержки операторов связи за счет необоснованного, по его мнению, усиления администрирования в отрасли. Создание особых правовых режимов (то есть на подзаконном уровне) по направлениям технического регулирования и лицензирования в целом по отрасли показало неэффективность таких видов регулирования. Их результатом стали более жесткие требования и необоснованные ограничения. В качестве примера сенатор привел проект постановления правительства по лицензированию, в котором предусматривается получение новых видов лицензий, при том, что некоторые направления в телекоммуникациях забыты. Кроме того, созданная 2 июля 2004 г. Государственная комиссия по радиочастотам, не являясь государственным органом исполнительной власти, наделена, по мнению
Особое внимание представителей законодательной власти было обращено на новый для российского законодательства и отрасли «Резерв универсального обслуживания». По новому закону, средства из резерва должны направлять на развитие связи в тех районах РФ, где предоставлять телекоммуникационные услуги нерентабельно. По данным комитета СФ по промполитике, финансирование оказания универсальных услуг может составить $120-$150 млн. в год. Но до сих пор статья 58 не работает, так как еще не определен размер отчислений.
Именно отчисления в фонд универсального обслуживания вызывают больше всего вопросов у участников рынка. Минсвязи предлагает установить их в размере 3% от выручки операторов. Однако эти отчисления не предусмотрены налоговым кодексом РФ, то есть статья 59 нового закона «О связи» входит в диссонанс с положением Конституции, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).

Управляющий директор «Альфа Телеком» Павел Куликов не стал возражать, что телефонизировать районы, где нерентабельно предоставлять услуги связи, надо, однако справедливо выразил недоумение по поводу механизма распределения: «Операторы, конечно, скинутся, но куда потом пойдут эти деньги?».
Комитет по промышленной политике Совета Федерации планирует инициировать проверку
конституционности основных положений закона «О связи». Сенаторы считают, что необходимы
изменения и доработка закона, для чего собираются в судебном порядке добиваться признания
несоответствия закона Конституции, а также вносить изменения в существующие