«Специального „закона об интернете“, который якобы готовится Советом Федерации в глубокой тайне, просто не существует», сообщила Людмила Нарусова, член Комиссии Совета Федерации по информационной политике. Тем не менее, регулироваться Рунет будет.
Как сообщила г-жа Нарусова в интервью «Радио ООН», то, что было ошибочно воспринято как попытка создать свод документов, регламентирующих использование интернета в России, на самом деле является процессом подготовки новой редакции закона «О средствах массовой информации». «Старая редакция закона была подготовлена более 10 лет назад и за это время морально устарела. Устарели, разумеется, не фундаментальные принципы свободы слова, заложенные в этом законе. Просто в то время еще не были так распространены современные информационные технологии, рассказала она. Поэтому сегодня, например, интернет-издания далеко не всегда находятся в рамках правового поля. Это, кстати, создает неудобства для самих интернет-изданий, которые не могут воспользоваться льготами, положенными средствам массовой информации. Поэтому в новой редакции закона „О СМИ“ будет уделено отдельное внимание интернет-изданиям».
Ранее ряд СМИ распространил сообщение о том, что Совет Федерации намерен разработать законопроект, регламентирующий сеть интернет в России. Это сообщение было основано на заявлении вице-спикера верхней палаты Федерального Собрания, руководителя комитета по информационной политике Дмитрия Мезенцева. На самом деле, единственным существующим на данный момент законопроектом, который имеет отношение к регулированию Рунета, является именно новая редакция закона «О СМИ», а именно раздел, касающийся деятельности интернет-изданий.
В то же время, слухи, на протяжении нескольких месяцев будоражившие российскую интернет-общественность, воплотились в реальность в соседней стране Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики на днях был разработан проект закона «О государственной политике по использованию и развитию сети интернет». В распоряжение CNews.ru попал этот документ.
Эксперт Российского комитета Программы ЮНЕСКО«Информация для всех», координатор рабочей группы Проекта «АнтиСпам»Евгений Альтовский так прокомментировал содержание этого документа: «Первое, что бросается в глаза, несоответствие названия законопроекта и его содержания. Строго говоря, название документа вообще не вызывает особого интереса государство как бы объявляет „urbi et orbi“ о своих планах по
регулированию национального сегмента сети интернет. На самом деле,
законопроект претендует стать рамочным законом, фундаментом для развития
киргизского законодательства, регулирующего правоотношения, возникающие при
использовании Сети, и даже еще шире при использовании сетей связи.
Когда же доходит до дела, то начинается чехарда. Вместо того, чтобы
перечислить особенности правоотношений, возникающих в связи с использованием
сетей связи, лишь обозначить их с дальнейшей отсылкой к конкретизирующим
подзаконным актам, разработчики пытаются конкретизировать эти отношения
прямо в тексте закона».
«Не зная структуры киргизского законодательства, сложно делать однозначные
выводы, но по аналогии с российским, в законопроект включены куски
Гражданского кодекса, закона „О связи“, закона „Об электронной коммерции“ и
др. то есть законодательных актов совершенно разного уровня. Причем
степень проработки, детализации разных частей законопроекта сильно
варьируется, от бланкетных до конкретных норм, рассказал г-н Альтовский. Однако, у законопроекта есть безусловно положительные стороны. Во-первых, уделено внимание проблеме спама и намечен механизм борьбы с ним. Во-вторых, установлено, что оператор связи в общем случае не несет ответственность за содержание информации, которую распространяют его клиенты, а также установлено, что оператор связи в общем случае не должен заниматься
цензуройинтернет-ресурсов, размещенных его клиентами. Кроме того, разграничены публичные и государственные (потенциально конфиденциальные) информационные ресурсы; установлено, что рассматриваемые правоотношения могут регулироваться не только законодательно, но и на основе самоуправления, корпоративных стандартов, разработанных участниками рынка; установлено, что разработка законодательных актов в рассматриваемой области обязательно должна проходить при участии экспертов, операторов связи и представителей интернет-общественности; уделено внимание обеспечению сохранности личных данных при
работе в интернете. Таким образом, выступая противником принятия специального „закона об интернете“ в России (это просто нелогично с точки зрения права), должен отметить, что
разработчики киргизского законопроекта стоят на очень правильных позициях».