Разделы

Телеком Техника

Россия: рынок мобильного контента "сдувается"

Темпы роста рынка мобильного контента в России начали снижаться. По словам аналитиков, прежних показателей больше не будет.
В первом квартале 2005 года прирост российского рынка мобильного контента по сравнению с последним кварталом 2004 года составил 80%. Темпы роста замедлились впервые с начала формирования этого рынка, отмечают эксперты J’son & Partners (J&P).

Однако, согласно отчету J&P, сегмент контент-услуг для мобильных устройств все еще является самым динамично развивающимся во всей телекоммуникационной отрасли. К концу 2005 года доходы от мобильного контента могут вырасти на 120%, а к 2010 году, по оптимистическому прогнозу, объем рынка может составить $4,5 — 5 млрд. Аналитик консалтинговой компании iKS-Consulting Оксана Панкратова сказала в интервью CNews о том, что снижение темпов роста вполне закономерно и было ожидаемо. «Разумеется, рынок больше не будет расти на 200% в год», — добавила аналитик.

Услуги из области мобильного контента J&P подразделяет на 4 категории: развлечения и персонализация (картинки, мелодии, java-игры), интерактивные услуги (общение и знакомство, интерактивные SMS-игры, викторины), информация (подписка на информационные каналы, разовые запросы информации) и медиа-проекты (совместные проекты с телеканалами, радиостанциями и прессой).

Вместе с ростом рынка растет и число его участников. В 2001 году первопроходцами были «БиОнЛайн» и «Инфон», в первом квартале 2005 года в России насчитывалось 180 контент-провайдеров. К концу года эта цифра может вырасти до 250. По данным J&P, 5–7 компаний из ведущей десятки провайдеров мобильного контента уже имеют ежемесячный доход в $1 — 1,5 млн.

Согласно данным отчета, контент-провайдерам достается 20–30% доходов, из которых потом 10–15% приходится делить с правообладателями. Сами контент-провайдеры называют еще большие суммы отчислений. «Нам достается не 20–30% доходов, а 50–60%, из которых потом 10–15% приходится отдавать правообладателям, — говорит в интервью CNews генеральный директор компании „Никита МобайлИван Скрипкин. — Более того, следует добавить, что львиная доля полученных доходов уходит на рекламу оказываемых услуг в СМИ». В то же время в мире картина другая, подчеркивают в J’son & Partners. Например, японский сотовый оператор NTT DoCoMo забирает себе лишь 10% доходов.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Также в отчете J&P отмечается, что в конце 2004 — начале 2005 года наблюдалось значительное повышение спроса на В2В услуги, а именно на проекты мобильного маркетинга. Более 70 подобных проектов было реализовано в период с начала 2004 года до конца 1-го квартала 2005 года. Объем рынка мобильного маркетинга J’son & Partners оценивает сейчас в $ 3,5 — 4 млн.

Аналитики J&P отметили стагнацию доли развлекательных сервисов и рост доли интерактивных медиа-проектов. Таким образом, в 2005 — 2006 годах ожидается рост популярности сложных интерактивных многопользовательских сервисов. Кроме того, в 2005 году на российский рынок, скорее всего, придут несколько зарубежных контент-провайдеров. «Действительно, некоторые иностранные игроки заинтересованы в приходе на рынок нашей страны, хотя пока не стоит называть конкретные компании», — подтвердила г-жа Панкратова.