Разделы

Безопасность Госрегулирование Пользователю Техническая защита Бизнес Законодательство Интернет

Произвол: разработчик «игрового» эмулятора получил три года

Московский суд приговорил разработчика эмулятора серверной части онлайн-игры «Рагнарок-Онлайн» к трем годам лишения свободы условно. По мнению суда, разработчик Валентин Киселев нарушил авторские права на игру «Рагнарок-Онлайн», принадлежащую на территории РФ ЗАО «Гравити СиАйЭс» (Gravity CIS). Эксперты считают приговор «судебным произволом».
Тверской районный суд Москвы вынес приговор Валентину Киселеву — владельцу сервера Rusro.ru и разработчику эмулятора серверной части игры «Рагнарок-Онлайн», распространяемого по лицензии GNU GPL. Подсудимый приговорен к трем годам лишения свободы условно за совершение преступления, предусмотренного ст. 146 ч. 3 п. «в» УК РФ — «Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав <…> совершенное в крупном размере».

Г-н Киселев создал программу — альтернативный сервер для «Рагнарок-Онлайн», — и с ее помощью все желающие через сервер Rusro.ru могли подключаться к игре «Рагнарок-Онлайн». Стоит отметить, что альтернативный сервер — так называемый «эмулятор» — позволял подключаться к онлайн-игре бесплатно, в то время как для работы с официальным сервером необходимо оплатить свое участие в игре. Однако суд этот факт особенно не заинтересовал, и основным предметом судебного разбирательства стало заявление потерпевшей стороны — представителей компании ЗАО «Мадос», обладателя лицензии на распространение «Рагнарок-Онлайн» в России, — что обвиняемый нарушил авторские права на игру, незаконно скопировав в своем эмуляторе код легального сервера. По словам обвиняемого, весь код эмулятора целиком был написан с нуля им самим «и друзьями», и никакого кода, защищенного авторскими правами, в эмуляторе нет. Подсудимый намерен подать кассационную жалобу в Московский Городской Суд ориентировочно 13 июня.

Аналитики в большинстве своем единодушны в оценке случившегося. «Экспертное заключение не имеет никакого отношения к обвинению, эксперт при его подготовке нарушил Уголовно-процессуальный кодекс, не разобрался в том, что же он, собственно, доказал, а также высказал суждение, находящееся в исключительной компетенции суда», — заявляет Сергей Середа, кандидат экономических наук, специалист в области программно-технических, правовых и организационно-экономических средств и методов борьбы с незаконным распространением программного обеспечения. Экспертное заключение, использованное судом в качестве доказательства состава преступления, было посвящено анализу файлов, содержащихся на жестком диске конфискованного у обвиняемого сервера. «Судья сделала вывод, что я украл серверную часть на основе легально приобретенной клиентской части, найденной у меня. Я сделал серверную и вообще стал использовать клиентскую часть или ее компоненты как серверную», — комментирует экспертное заключение и его трактовку судом сам обвиняемый, г-н Киселев.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

«Если человек создал с нуля свою программу, то осудить его за это — верх произвола. Как известно, идея в авторском праве не охраняется, любой может создать что-либо похожее на что-то уже существующее. Это не может быть наказуемым, — считает Антон Серго, президент юридической фирмы "Интернет и право". — Наказуемо только "заимствование" (плагиат), то есть кто-то у кого-то стащил кусок программного кода и выдал за свой. Насколько я видел материалы дела, у меня сложилось впечатление, что "пострадавшим" так и не удалось показать/доказать нарушение их прав».

Нужно отметить, что право на создание самостоятельных программ принадлежит каждому гражданину по закону. Другое дело, что такие программы не должны нарушать прав компаний и предоставлять возможность обхода официального доступа в игру, что лишает прибыли разработчика игры и является нарушением средств технической защиты авторского права (ст. 48.1 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). «Однако за это предусмотрена лишь административная, но не уголовная ответственность», — считает Юрий Яхин, юрист и преподаватель кафедры инноваций и бизнеса в сфере ИТ ВШЭ. Кроме того, г-н Яхин указал на большое количество допущенных в судебном процессе ошибок и отступлений от существующих законов.

Валерия Комиссарова