Разделы

Бизнес Цифровизация

«Позитроника» обойдет Москву стороной

К концу 2008 года количество магазинов в розничной сети «Позитроника» - проекте дистрибьюторской компании Merlion - достигнет 700, а общий годовой оборот сети, согласно планам компании, превысит $1 млрд. Однако Merlion собирается развивать проект пока только в регионах, намеренно минуя Москву, где, по мнению руководителей компании, разворачивается «битва розничных гигантов».
"В настоящее время мы не планируем открывать магазины сети «Позитроника» не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге: мы идем путем создания розничного бренда федерального масштаба. Опыт показывает, что, имея за плечами сильную федеральную марку, намного легче будет войти в обе столицы, — рассказал Олег Копосов, руководитель сети «Позитроника». — Мы уже достаточно далеко продвинулись в достижении этой цели: как показало недавно проведенное нами маркетинговое исследование, по узнаваемости бренда «Позитроника» уступает лишь сети «Эльдорадо».

Впрочем, намерение фокусироваться на развитии сети в регионах, по словам Алексея Сонка, президента компании Merlion, вызвано, в том числе и внешними факторами: «Соперничество за покупателя в Москве — это битва, результат которой трудно прогнозируется: рынок крупного ритейла в столице находится в стадии формирования, на нем появляются новые игроки — гиганты мирового уровня, которые проводят агрессивную ценовую и маркетинговую политику, — пояснил г-н Сонк. — Мы же предпочитаем работать в условиях сложившейся „конфигурации“ конкурентов, и результат этой деятельности видится нам достаточно понятным».

Отметим, что, несмотря на открытие первого магазина лишь в марте этого года, на момент написания статьи в сети «Позитроника» насчитывалось уже 105 магазинов в 70 российских городах, а до конца года к ним добавится еще 25. На текущий момент оборот сети составляет $15 млн в месяц. Напомним, что магазины открываются по системе франчайзинга на базе дилеров компании Merlion. В планах на 2007 год — 400 магазинов в 200 городах РФ и почти четырехкратное увеличение торговых площадей. Выход на проектную мощность — открытие 700 магазинов во всех регионах РФ с суммарным годовым оборотом более $1 млрд планируется в конце 2008 г. Причем именно с выходом на проектную мощность в компании надеются окупить вложенные в сеть «Позитроника» инвестиции.

Алексей Сонк предпочитает работать в условиях сложившейся «конфигурации» конкурентов
Алексей Сонк предпочитает работать в условиях сложившейся «конфигурации» конкурентов

«На этапе формирования сети инвестиции в проект всех его участников составили $30 млн, — рассказал CNews Олег Копосов. — Основные затраты Merlion были осуществлены в разработку формата и фирменного стиля магазинов „Позитроники“, в рекламное продвижение бренда по федеральным телевизионным каналам, разработку стандартов обслуживания покупателей. Вместе с тем, наши партнеры-франчайзи инвестируют в переоборудование торговых площадей и продвижение марки на региональном уровне». По словам представителей компании, открытие одного магазина «среднего уровня» обходится партнеру в $200–250 тыс., большую часть из которых составляют расходы на «заполнение витрин» и поддержание необходимого товарного запаса на складах. Ежемесячные отчисления — роялти — за использование бренда «Позитроники» составляют для партнера от $800 до $1500 в зависимости от площади торгового зала.

Тренды ML-разработки, R&D и Bare Metal: как меняются облачные технологии для бизнеса
Облака

Одной из приоритетных задач 2007 года станет для руководителей сети «Позитроника» повышение управляемости магазинами-франчайзи. «Для эффективного решения этой задачи мы намерены сфокусироваться на разработке и внедрении единых технологий управления и розничных продаж», — отметил коммерческий директор сети «Позитроника» Виталий Свиридов.

Действительно, во франчайзинговой бизнес-схеме работы с партнерами для владельца торговой марки существуют определенные трудности. Так, вместе с бурным ростом розничной сети возрастает и риск потери ее управляемости, считают в J&P. «Сейчас „Позитроника“ является инвестиционным проектом, — отмечает Сергей Савин, аналитик J&P, — тем не менее, не стоит забывать, что для крупного дистрибьютора создание управляемой розничной сети — это способ защитить и стабилизировать свой канал сбыта и, кроме того, возможность оказывать определенное давление на вендоров. В таких условиях попытка выйти из проекта кого-либо из партнеров — ведь не все смогут одинаково эффективно работать — может привести к тому, что Merlion будет вынужден выкупать магазины своих партнеров, как это было, например с „Цифроградом“, крупнейшей франчайзинговой сетью сотового ритейла. Именно решение задачи эффективного и гибкого управления сетью поможет владельцам „Позитроники“ избежать подобного сценария».

Напомним, что, по данным на 2005 год, компания Merlion занимает первую строчку рейтинга CNews Analytics «Крупнейшие ИТ-компании России» с годовым оборотом около $970 млн.