Печальный опыт дот-комов научит вести бизнес
Бурный рост и практически мгновенный крах дот-комов стали одними из наиболее заметных событий в деловом мире. Из печального опыта первопроходцев электронного бизнеса можно вынести немало полезных уроков, утверждают специалисты. Бум дот-комов начался в конце 1996 года, а их крах - в марте 2001 года. Лишь за 2000-2001 гг. 835 крупных и средних интернет-компаний закрылись или объявили о банкротстве. Пик кризиса пришелся на 2001 год, однако и в 2002 году негативные процессы в этом секторе экономики продолжались.В 2002 году 1087 интернет-компаний сменили собственника. Новые владельцы заплатили за них $23,3 млрд. В 2001 году было заключено 1283 подобные сделки на сумму в $78,8 млрд. По данным маркетинговой компании Webmergers, за три последних года примерно 5 тыс. интернет-компаний обрели нового владельца или были закрыты. 3,9 тыс. доткомов были проданы за $200 млрд. Около 1 тыс. интернет-компаний закрылись или объявили о банкротстве. Еще 7 -10 тыс. доткомов смогли остаться на плаву, лишь получив финансовую помощь со стороны.
В первую очередь кризис затронул мелкие интернет-компании, обслуживавшие физических лиц, однако потом волна банкротств докатилась и до крупных фирм, предоставлявших B2B-услуги. Две трети банкротств пришлись на дот-комы, работающие в сфере электронной коммерции, включая развлекательные и новостные сайты. Впрочем, несмотря на массовое банкротство интернет-компаний, электронная коммерция в США снова находится на подъеме. По данным исследовательской компании Gartner, в 2002 году доходы интернет-магазинов США достигли $85 млн. В 2001 году они составили примерно $56 млн., в 2000 году - около $37 млн. Также растут продажи интернет-рекламы. Маркетинговая компания InternetNews прогнозирует, что в 2003 году объемы продаж интернет-рекламы в США возрастут на 6% и достигнут $5 млрд. Согласно этому прогнозу, в 2003 году организации США затратят на рекламу, в общей сложности, $241,7 млрд.
Тим Миллер (Tim Miller), аналитик исследовательской компании Webmergers, и профессор Дэвид Кирш (David A. Kirsch), преподаватель Школы бизнеса имени Роберта Смита (Robert H. Smith School of Business), проанализировали причины краха дот-комов и сформулировали 10 уроков, которые можно из этого извлечь.
Урок 1: Изменения не происходят за одну ночь. Мода на инвестиции в дот-комы погубила многие компании: неразумные инвесторы вначале переоценили целесообразность вложения денег в интернет, а потом начали срочно спасать свои деньги. В результате за бурным ростом рынка последовал его бесславный крах.
Урок 2: Новое не способно заменить старое. История учит, что инновации почти никогда не вытесняют полностью старые изобретения: некоторое время они существуют параллельно, занимая свои ниши. "Отцы-основатели" электронной коммерции были почему-то уверены, что интернет положит конец традиционной торговле в оффлайне, и это заблуждение не пошло им на пользу.
Урок 3: Опасно опережать свое время. Многие интернет-компании вывели на рынок превосходные продукты, которые, однако, не пользовались спросом, потому что опережали свое время. Потребители были не готовы покупать их, а существующая инфраструктура не была готова с ними работать. В числе проигравших оказались такие нашумевшие в свое время дот-комы, как Z.com, Pop.com, Icebox.com, Digital Entertainment Networks и Pseudo Networks.
Урок 4: О вреде слепого подражания. Многие дот-комы потерпели неудачу, пытаясь перенести в интернет традиционные приемы ведения бизнеса или просто копируя чужую модель, уже работающую в сфере электронной коммерции. Так, например, некоторые компании просто перенесли торговлю по каталогам в интернет - фактически, они лишь сканировали страницы бумажных каталогов и размещали их на сайтах. В результате в интернет-торговле преуспели лишь те компании, которые привнесли в свой бизнес нечто новое.
Урок 5: Дот-комы не научились действовать согласовано. Любой бизнес подвержен колебаниям и чувствителен к слухам. Инвесторы и потребители - пугливые существа. Интернет-компании не научились бороться с негативными слухами, правильно позиционировать свой бизнес, отстаивать свои интересы в законодательных органах ит.д.

Урок 6: Дот-комы пали жертвой "халявы". Слишком много интернет-компаний предлагало бесплатные услуги. Потребители привыкли к этому, и им сложно было перестроиться и начать платить деньги за нечто виртуальное, неосязаемое.
Урок 7: Дот-комы погубило то, что интернет долгое время воспринимался как дорогая игрушка. Представители традиционного бизнеса считали, что интернет собирает слишком малую аудиторию, и предпочитали рекламировать свои товары и услуги на традиционных рекламных носителях. В этом была доля истины, однако и теперь, когда интернетом пользуется большинство населения индустриально развитых государств, подобные заблуждения еще существуют.
Урок 8: Дот-комы подвело традиционное ведение бизнеса: старые подходы к оценке активов и предполагаемой прибыли. Можно спорить о том, применимы ли законы "старой" экономики к "новой" экономике. Однако подавляющее большинство интернет-компаний не соответствовало привычным критериям. Удивительного в этом ничего нет - этот рынок до сих пор еще находится на стадии формирования.
Урок 9: Дот-комы не сумели выделить приоритетные направления для развития бизнеса. Они пытались использовать все способы зарабатывания денег и точно не представляли, на каких именно клиентов рассчитаны их услуги и у кого есть средства, чтобы покупать их продукты.

Урок 10: Интернет-компании не задумывались о завтрашнем дне. Их оправдывает то, что было сложно делать прогнозы, не имея достоверной информации, накопленной за долгое время.
Источник: по материалам Washington ProFile.