Разделы

Интернет Интернет-доступ

Интернет-провайдеры объединились против СЗТ

Интернет-провайдеры Северо-Запада обратились в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на ОАО «Северо-Западный Телеком». Тем самым они поддержали осеннюю инициативу своих петербургских коллег, уже обращавших внимание ФАС на новые тарифы СЗТ. И региональные, и петербургские провайдеры сходятся в одном: тарифная планка для коммутируемого доступа в интернет, установленная для СЗТ, вытесняет с этого рынка остальных участников.
Интернет-провайдеры Северо-Западного федерального округа обратились в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на тарифную политику компании «Северо-Западный Телеком». Как уже писал CNews, крупнейший на Северо-Западе оператор фиксированной связи «Северо-Западный Телеком» вызвал недовольство петербургских интернет-провайдеров, предоставляющих населению доступ по технологии dial-up. Поправки к закону «О связи» позволили СЗТ брать с провайдеров плату за звонки своих абонентов на их модемные пулы. Это привело к резкому росту интернет-тарифов для населения, что вызвало массовый отказ пользователей от услуги.

Более того, некий петербуржец, недовольный резким подорожанием, обратился в питерское отделение ФАС с просьбой оценить законность действий СЗТ. Петербургские интернет-провайдеры поддержали истца. Антимонопольная служба возбудила дело по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке. Теперь к делу подключаются и представители интернет-рынков остальных областей Северо-Запада.

Компания «Март-ТС» из города Великие Луки и калининградский провайдер «Газкомплекттелеком» выразили резкое недовольство поведением СЗТ на рынке dial-up интернета своих регионов. Претензии предъявляются к системе расчетов между СЗТ и операторами, использующими его линии и узлы связи. Для них цена присоединения составляет 27 копеек — максимальный показатель, допускаемый для СЗТ Федеральной службой по надзору в сфере связи. По словам провайдеров, такое положение дел медленно, но верно вытесняет их с рынков.

Директор компании «Март-ТС» Александр Солодовников рассказал CNews, что до середины 2006 г. у его компании с СЗТ по городу был паритет по абонентам и тарифам. «После вступления в силу поправок к закону «О связи» цены на коммутируемый интернет для наших абонентов выросли в два раза, и мы были вынуждены отменить ряд наших льготных тарифов, — посетовал г-н Солодовников. — Кроме того, монополист отказывается предоставить нам линейку тарифов исходя из времени суток и объемов трафика. По факту нашего первого обращения Псковское управление ФАС нарушений не обнаружило, повторное обращение сейчас в разработке. Обоснование расчета стоимости минуты доступа для нас СЗТ так пока и не предоставил». Кроме того, он заявил, что фактически компания «Март-ТС» будет вынуждена уйти с рынка, если ситуация не изменится. «Стоимость минуты для нас теперь составляет примерно 55 копеек», — добавил Александр Солодовников.

Михаил Морар: законодательная база не предусматривает предельные ценовые значения
Михаил Морар: "Законодательная база не предусматривает предельные ценовые значения"

Со своим коллегой по сути претензий согласен Михаил Морар из компании «Газкомплекттелеком». Помимо того, что в Калининграде цены на dial-up выросли в четыре раза, он усматривает в действиях СЗТ и иные негативные аспекты. «Проблема гораздо шире, чем просто высокая цена за присоединение и минуту. Законодательная база никоим образом не предусматривает предельные ценовые значения, выгодные преимущественному оператору, — рассказал г-н Морар. — Он должен, прежде всего, формировать экономические условия для подключающихся к нему субоператоров, а не отпугивать их агрессивной ценовой политикой. Не стоит забывать, что у каждого оператора свои технические возможности, свой способ подключения к сети преимущественного оператора. Это значит, что в каждом отдельном случае должна рассчитываться своя цена. Но до сих пор мы имеем общие для всех 27 копеек в минуту».

Как рынок инженерных решений для дата-центров реагирует на уход иностранных вендоров
Техника

Кроме того, оба оператора упомянули, что «Северо-Западный Телеком» взимает с них плату за обслуживание оборудования, которое было установлено ими по просьбе самого СЗТ. «При том что сам монополист использует это оборудование в своих целях, он нам за это ничего не платит», — заявляют они.

Начальник отдела тарифной политики СЗТ Татьяна Смирнова парировала заявления провайдеров. «В сущности никакого отношения к подорожаниям услуг коммутируемого доступа мы не имеем, — заявила она. — Тарифный коридор для нас установил регулятор — Россвязьнадзор, и в плане отношений с операторами мы действовали строго в соответствии со всеми нормативными документами». Необоснованными, по мнению г-жи Смирновой, выглядят и обвинения в том, что предельные ценовые значения тарифного коридора соответствуют понятиям монопольно низкой и монопольно высокой цены. «Минимальная цена установлена регулятором для разного рода акций, например для расширения абонентской базы, а максимальная соответствует нашим затратам по обслуживанию сетей», — сообщила Татьяна Смирнова.

СЗТ поддерживает и Михаил Николаев, начальник отдела территориального управления Россвязьнадзора по Санкт-Петербургу и Ленобласти. По его словам, в тексте постановления о регулировании цен для взаиморасчетов между операторами содержатся все необходимые ссылки на соответствующие правовые нормы. «Мы, со своей стороны, в действиях «Северо-Западного Телекома» нарушений не усматриваем», — подчеркнул г-н Николаев. По его словам, сравнение тарифов СЗТ с тарифами других МРК некорректно, так как каждый регион обладает своей экономической спецификой, в соответствии с которой и происходит расчет предельных ценовых значений.

27 марта состоялось заседание комиссии ФАС. Однако сотрудники антимонопольной службы отложили вынесение решения еще на месяц «в связи с необходимостью сбора дополнительных документальных материалов от участников спора». Таким образом, ситуация вокруг спора СЗТ и интернет-провайдеров длится уже около полугода. В неофициальных беседах сотрудники ФАС сообщают, что рассмотрение дела может занять до 9 месяцев.

Олег Горбатов