Разделы

Наука

Eclipse 500 начнет крушить авиарынок

В США начато строительство завода, который будет производить самолеты класса VLJ с трудно представимой для невоенной эпохи производительностью 4 машины в сутки.
«Все нововведения связаны с прорывами в области двигателестроения», — считает сам г-н Рабурн, подчеркивая, что успех братьев Райт во многом определялся тем, что они использовали революционный на тот момент двигатель с алюминиевым картером. В Eclipse использован новый конструкционный метод — так называемая фрикционная сварка алюминия, позволившая сократить на 60% количество заклепок. Значительную часть традиционных функций, исполнявшихся механическими устройствами, взяли на себя электроника и программное обеспечение. Здесь навыки творцов Windows придутся как нельзя кстати.

Благодаря малому весу, оптимизированной конструкции и широкому использованию новых технологических решений самолет существенно дешевле потенциальных аналогов, а его эксплуатация чрезвычайно экономична — стоимость перелета между Бостоном и Майами составит всего 56 американских центов на милю, или менее 10 центов в расчете на пассажира (в ценах 2002 года). При стоимости $1,515 млн. (в ценах марта 2006 года) полная эксплуатационная стоимость на час эксплуатации составит $301,99. К примеру, у Cessna Mustang эти показатели составляют соответственно $2,658 млн. и $464,38, у самолета Adam A700 — $2,246 млн. и $728,3 соответственно. Среди других потенциальных аналогов компания называет также машины Embraer Phenom 100, Diamond D-Jet, Beechkraft Baron G58, Piper Malibu Mirage, Adam A500, Extra 400 и Extra 500.

SATS: децентрализация вместо хаоса

Вместе с тем, самолет существенно выделяется из аналогичных ему по летно-техническим характеристикам машин иных производителей тем, что изначально создавался под радикально новую концепцию эксплуатации, так называемую SATS (Small Aircraft Trasportation System). В ее основе — идея «выравнивания» нагрузки между крупными и малыми, приближенными к основной массе потенциальных пассажиров, аэродромами, за счет организации прямых авиаперевозок малыми самолетами «по требованию» из начальной в конечную точку маршрута. Eclipse 500 позволит перевозить пассажиров от одной точки маршрута до другой, как при частных бизнес-перелетах и с сопоставимым комфортом — но при этом по цене, доступной для каждого. Это в корне изменит современную ситуацию, которая вынуждает 70% авиапассажиров в США проходить всего лишь через 29 крупных аэропортов, перегруженность которых постоянно возрастает, в то время как подавляющее большинство аэродромов (более 1 тыс.) в США фактически простаивает. Eclipse 500 сможет совершать посадку на 10 тыс. аэродромов только на территории Соединенных Штатов.

Новая схема позволит радикально «децентрализовать» авиаперевозки, снизив нагрузку на крупные аэропорты и обеспечив более равномерное распределение пассажиропотоков. Оборотной стороной станет нерегулярность рейсов — но при малой вместимости самолета, сравнимой с вместимостью обычного автомобильного такси, проблема отпадает.

Что касается простых пассажиров, то SATS перевернет все их представления об авиарейсах. Незнакомый подавляющему большинству из них уровень комфорта, реализованный в Eclipse 500 — не главное достоинство. Существенно сократится совокупное время поездки, включающее в себя переезд в аэропорт отправления, ожидание, собственно перелет, трансфер из аэропорта. Отпадут проблемы и нервное напряжение. Распространение новой идеологии будет способствовать также более равномерному расселению населения в пространстве. Последнее особенно важно для России.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Россия и SATS

Крайне неоднородное распределение населения в стране, отражающее реальные различия в уровне жизни от региона к региону, в значительной степени связано и с транспортными проблемами. Крупные мегаполисы являются и крупнейшими транспортными узлами, миновать которые просто невозможно. Проблемы в мегаполисах множатся.