Разделы

Наука

Частники в космосе признаны военными

Возможности частной инициативы в освоении космического пространства, столь блистательно продемонстрированные Бертом Рутаном в борьбе за Х-приз, признаны извечными конкурентами «частников» - государственными космическими агентствами и военными.
В США военные, творчески переосмыслив уроки Х-приза, объявили конкурс среди частных компаний, целью которого является радикальное снижение стоимости выведения полезной нагрузки на орбиту. Несмотря на то что этот конкурс не сопровождается такой же шумихой, как частный космический извоз, его влияние на космонавтику наступившего века может оказаться куда более значительным.

В рамках программы, финансирование которой осуществляется совместно ВВС США и агентством передовых оборонных исследовательских проектов США DARPA, перед участниками поставлена задача — обеспечить выведение на орбиту высотой около 210 км спутника массой около 50 кг. Условие военных: совокупная стоимость выведения не должна превышать $5 млн. (без учета стоимости самой полезной нагрузки и ее интеграции с носителем). Для сравнения — компании Orbital Sciences, эксплуатирующей запускаемую с самолета ракету-носитель Pegasus, на это требуется от $18 млн. до $22 млн. Но самое главное — запуски должны проводиться вне заранее составленного расписания, «по требованию» — с момента получения заказа на пуск до старта ракеты должно пройти не более суток.

Как сообщает SpaceDaily, уже целый ряд известных и не очень компаний — AirLunch, Lockheed Martin и Microcosm и SpaceX — вступили в гонку. Очевидным ее фаворитом является SpaceX, основанная создателем известного интернет-ресурса PayPal Элоном Маском (Elon Musk). У компании уже имеется практически созданная двухступенчатая ракета-носитель, стоимость выведения с помощью которой составляет $6 млн. В работе над проектом Элон Маск планирует еще больше снизить и этот, и так беспрецедентный показатель.

Компания SpaceDev в рамках контракта, полученного от исследовательской лаборатории ВВС США, начинает разработку гибридного ракетного двигателя. Именно этот тип двигателя был выбран Бертом Рутаном для первого в мире космического корабля SpaceShipOne (SS 1). Новый двигатель большей, чем у SS1, тяги, будет установлен на второй ступени новой экономичной ракеты-носителя легкого класса Streaker, разработку которой ведет компания SpaceDev. В двигателе этого типа в качестве топлива используется твердая резина, а окислителем служит закись азота. По словам исполнительного директора компании и ее основателя Джима Бенсона (Jim Benson), испытания нового двигателя пройдут уже этим летом. Компания разрабатывает также пилотируемый космический корабль Dream Chaser, который позволит безопасно и комфортно осуществлять суборбитальные и орбитальные космические полеты.

Чем заменить иностранные ECM
Импортонезависимость

Любители все громче заявляют о себе и в исследованиях дальнего космоса. Известный сторонник коммерческой космонавтики Алан Биндер (Alan Binder) в своей книге «Лунный Разведчик выигрывает неравную борьбу» повествует о своей 12-летней борьбе с бюрократической машиной NASA.

Алан Биндер поставил задачу доказать, что если космический аппарат разрабатывается в качестве коммерческого, а не государственного, то есть под патронажем NASA, его стоимость уменьшается в десять раз, а сроки осуществления — в два раза. Поскольку Биндер в течение семи лет не смог найти частного спонсора проекта, ему все же пришлось предложить его NASA в рамках новой программы Discovery, девизом которой являются три слова: «быстрее, дешевле, лучше». «Лунный Разведчик» (Lunar Prospector) стал первым проектом, который в 1995 г. выиграл конкурс и был одобрен независимым экспертным советом Discovery. А спустя четыре с половиной года проект принял окончательную форму: 19-месячное картографирование лунной поверхности будет стоить всего лишь $65 млн. — четверть бюджета, выделенного на всю программу, что составляет лишь малую толику стоимости обычных полетов NASA. Таким образом, Lunar Prospector стал единственным проектом в рамках этой программы, реально соответствующим официальному девизу Discovery.

Алан Биндер был единственным ученым в истории NASA, который руководил проектом с начала до конца, вопреки упорному сопротивлению руководства космического агентства. Успешно продемонстрировав коммерческую целесообразность освоения Луны, Биндер попытался — на этот раз неудачно — убедить NASA и федеральное правительство инициировать широкомасштабную программу использования природных ресурсов естественного спутника Земли таким образом, чтобы впервые в истории исследования Луны возвратить налогоплательщикам инвестированные средства. Пафос книги Биндера состоит в том, чтобы на примере маленького проекта наглядно показать, что освоение дальнего космоса должно быть вырвано из рук неуклюжей бюрократии NASA, трансформировавшись в коммерчески выгодные программы. Однако непохоже, чтобы его усилия каким-то образом повлияли на содержание новых инициатив президента Буша по освоению Луны и Марса, обнародованных в январе 2004 г.