Раскол преподавателей: религия против науки?
В США проходят ожесточенные дебаты по поводу преподавания теории эволюции в вузах, некоторые ведущие академики предостерегают о возможной угрозе для науки.«Основные силы, распространяющие антинаучные теории относительно эволюции, находятся в Вашингтоне, но они оказывают влияние на всю нацию», считает Филипп Пиззо (Philip Pizzo) из Стэнфордского университета. Действующий президент Корнельского университета Хантер Ролингс (Hunter Rawlings) полагает, что теория эволюции взята под сомнение большинством ученых, а приоритет имеет теория «разумного творения». «Это может усилить политический, социальный и религиозный раскол в обществе. Когда идеологический раскол заменяет информационный обмен, рождаются догмы и страдает образование», сказал Ролингс. Сторонники теории «разумного творения» утверждают, что некоторые биологические формы слишком сложны, чтобы образоваться в ходе эволюции, и что они созданы неким высшим разумом, который можно, но не следует ассоциировать с Богом.
За прошедшие пять лет научное сообщество часто оказывалось в разногласиях с администрацией Буша
Слушания по делу преподавания теории «разумного творения» на уроках биологии заканчиваются в суде штата Пенсильвания. Они инициированы иском родителей учеников, позже поддержанным Американским союзом гражданских свобод, к школьной администрации Дувра (Dover). Родители считают, что их детям на занятиях по биологии необходимо указывать на то, что теория эволюции не является установленным фактом, и предлагать теорию «разумного творения» как альтернативную.
Кеннет Миллер (Kenneth Miller), биолог из Университета Брауна, считает, что цель подобных акций вбить клин между теми, кто следует за религией, и за наукой. «Это отчуждает молодых людей от науки, внушая им, что научному сообществу нельзя доверять, и чтобы служить „неверной“ науке, они должны отвернуться от Бога», сказал Миллер. С другой стороны, консервативный ученый Майкл Новак полагает, что единственный способ «залечить» трещину между наукой и религией состоит в том, чтобы разрешить преподавание теории «разумного творения». Сторонники этой теории отрицают, что их действия направлены против развития науки, и утверждают, что они сами следуют научным методам.
По результатам опроса, проведенного в этом месяце CBS, 51% респондентов полагают, что их создал Бог, 30% что их создание происходило под руководством Бога, и только 15% верят в теорию эволюции. По данным других опросов, только треть взрослых американцев верят в теорию «Большого взрыва». «Когда мы спрашиваем людей, что они знают о науке, только менее 20% из них оказываются грамотными с научной точки зрения», сказал Джон Миллер (Jon Miller), директор центра биомедицинской коммуникации в
Американские школьники получают очень низкие оценки на международных научных соревнованиях, например, в 2003 году они заняли только 24 место на соревнованиях по математике для 15-летних, это ниже чем у представителей многих европейских и азиатских стран. Университеты только на треть укомплектованы аспирантами и докторантами и это вместе с иностранными обучающимися.
«Убежденность большинства американцев в том, что людей создал Бог, может иметь плохое политическое значение для будущего. XXI столетие будет столетием биологии, и для решения научных проблем от ученых будет требоваться понимание того, что жизненные формы связаны между собой», сказал Миллер.