Разделы

Наука Бизнес

В битву за урожай в России вступают ИТ

Положено хорошее начало преобразованию АПК: создается информационная система Министерства сельского хозяйства, которая по своему охвату станет одним из самых крупных федеральных ИТ-проектов – 89 субъектов в 7 федеральных округах России. С вводом ее в действие уровень “разброса” цен на продукцию сельского хозяйства, по прогнозам специалистов, снизится на 50%.

Преобразование АПК

Одно из самых распространенных “недомоганий” современной отечественной экономики можно определить как “информационный вакуум”, а огромные российские просторы лишь усугубляют его проявления. Получение актуальной и достоверной информации становится для товаропроизводителей, предприятий и министерств вполне реальной, а не метафорической головной болью.

Для решения проблемы информационного обмена в министерстве сельского хозяйства РФ создается распределенная информационная система. Эффективное использование информационных ресурсов АПК позволит решить ряд важных государственных задач. В частности, увеличить выручку товаропроизводителей от реализации сельскохозяйственной продукции, что, в свою очередь повлечет за собой увеличение налоговых поступлений, как от производителей сельхозпродукции, так и от тех, кто ее перерабатывает. Кроме этого, создаваемая система обеспечит значительную экономию не только финансовых средств предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности от приобретения сельскохозяйственной продукции, но и бюджетных средств при закупках сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Система информации о рынке

Агропромышленный рынок остро нуждается, прежде всего, в ценовой информации: на продукцию сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также на материально-технические ресурсы и услуги для села. Кроме этого, несомненный интерес вызывает информация об объемах производства и реализации закупок, спросе и предложении на сельскохозяйственную продукцию по регионам России.

Эта информация необходима специалистам органов управления агропромышленным комплексом. Но если бы система была призвана обслуживать потребности в информации только службы Минсельхоза на разных уровнях, вряд ли этот проект стал бы федеральным и вышел бы за рамки конкретного министерства. Особенность создаваемой системы – в том, что она служит источником информации и для непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции, и для перерабатывающих предприятий, поставщиков техники, горюче-смазочных материалов, удобрений и т.д.

Производителям сельскохозяйственной продукции точное знание ответов на три основных вопроса – “Что? Где? Сколько стоит?” – поможет грамотно вести бизнес, планировать ценообразование с учетом динамики, сезонности и конкурентной ситуации. Круг задач, которые решают с помощью системы специалисты Минсельхоза, достаточно широк. Так, на основе собранной рыночной информации рассчитывается динамика изменения цен на основные виды продукции, делается анализ и прогноз развития агропродовольственного рынка, определяются условия реализации (закупок) продукции, а также соотношение цен реализации сельскохозяйственной продукции и приобретения материально-технических ресурсов. На основе оперативной рыночной информации органы управления АПК осуществляют государственное регулирование производственной и экономической деятельности АПК и государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Путь рыночной информации

Система информации о рынке (СИР) объединит в единое информационное пространство все территориально-разобщенные уровни агропромышленного комплекса (АПК) – федеральные, окружные, региональные и муниципальные. В основании «пирамиды» – 1778 служб СИР в муниципальных образованиях. Из этих служб информация поступает в 89 региональных служб, далее – в 7 окружных образований СИР. Вершиной является ФГУ (Федеральное государственное учреждение) “Центр рыночной информации АПК.”

Основой этой структуры являются рыночные репортеры, которые собирают информацию на местах и составляют рыночные отчеты. Собранная информация поступает на региональный уровень, где консолидируется с данными, поступившими из других муниципальных структур этого региона. После этого она пересылается на уровень округов, где происходит аналогичный процесс. И, наконец, достигает федерального уровня, где поступившие отчеты обобщаются в сводные.

Таким образом, четырехуровневая иерархическая структура обеспечивает движение в двух направлениях. С федерального уровня осуществляется адресная рассылка методологических и директивных указаний, форм для сбора рыночной информации и инструкции по их заполнению. А “снизу вверх” направляются рыночные отчеты.

Как подготовить ИТ-архитектуру к внедрению ИИ
цифровизация

Архитектура информационной системы

Выбор автоматизированной системы, которая объединяла бы все территориальные службы АПК, оказался делом непростым. Решение должно было отвечать (соответствовать) определенным требованиям, главное из которых – многофункциональность. Выбранная система должна обеспечивать создание, хранение и передачу форм для сбора информации, а также формирование и распространение рыночных отчетов. Исходя из перечня задач, которые требуют решения, строительство системы необходимо было вести на базе аналитического хранилища данных, которое поддерживает хронологию набора данных для аналитической обработки и обеспечения принятия управленческих решений.

Информационная система министерства сельского хозяйства России построена на технологии распределенного хранилища данных. Типовые хранилища данных устанавливаются на трех верхних иерархических уровнях – региональном, окружном и федеральном. Каждое вышестоящее хранилище интегрирует оперативные данные из нижестоящих хранилищ и обеспечивает информационные нужды своего региона.

На региональном, окружном и федеральном уровнях устанавливается типовой комплекс, состоящий из хранилища данных – системы «Контур Корпорация» разработки компании Intersoft Lab, системы ПК «Статистика», OLAP-продуктов компании Contour Components. ПК «Статистика» компании “Крок инкорпорейтед” отвечает за генерацию форм ввода данных для рыночных репортеров муниципального уровня, комплексную проверку введенных данных, гарантированную доставку их по электронной почте и загрузку их в систему «Контур Корпорация». Система «Контур Корпорация» обеспечивает хранение данных, промежуточные расчеты и выпуск отчетов фиксированной формы. Кроме статических отчетов, которые формируются автоматизировано, OLAP-инструменты позволяют создавать аналитические отчеты.

С информацией, которая аккумулируется в территориальных центрах на каждом уровне системы, можно ознакомиться через федеральные и региональные Web-порталы, а также на сайте Минсельхоза России. Открытость системы позволяет субъектам рынка по интернет каналам взаимодействовать с сайтами служб СИР муниципальных образований, регионов, округов и Минсельхоза России.

Кроме возможности ознакомления с информацией на сайтах, пользователи системы могут получать рыночные отчеты за выбранный период в трех видах: в виде файлов Excel, текстовых комментариев или в виде микрокубов “Контур”, которые представляют собой универсальные контейнеры для дистрибуции отчетов и обмена данными. Такое разнообразие форм не случайно: оно позволяет представить в разных ракурсах динамику цен (реализации, переработки, приобретения и потребительских).

В дальнейшем планируется расширить номенклатуру собираемой информации и состав задач, которые решаются на базе полученной информации.

Анатолий Мехедькин / Минсельхоз России

Виктор Прохоров / Минсельхоз России