Три года для перехода на СПО: с чем столкнется правительство России?
План российского правительства по переходу на свободное программное обеспечение – реалистичный и продуманный документ. Однако он может быть сорван, если не будет решена проблема нехватки компетентных специалистов, а также недостаточности информационной и координационной поддержки мероприятий по внедрению СПО.Одна из проблем, с которыми столкнулись Нидерланды – невыполнение требования о составлении ведомственной стратегии закупки и использования ПО с открытым кодом со стороны части министерств в поставленные сроки. По состоянию на июль 2009 года, Нидерланды отставали от намеченного графика примерно на год. Россия тоже рискует столкнуться с аналогичными трудностями. Не стоит забывать, что перед разработкой своего плана действий Нидерланды в течение нескольких лет поддерживали работу национального центра компетенции по вопросам ПО с открытым кодом, который тесно взаимодействовал с представителями государственных учреждений "на местах", и опыт которого во многом и был положен в основу программного документа. В России такого центра компетенции пока не существует, формализованный опыт внедрения СПО в государственных учреждениях не накоплен, поэтому задержки с разработкой ведомственных планов перехода на СПО – весьма вероятный сценарий, и уже сейчас нужно думать, как его предотвратить. Конечно, можно задействовать жесткие административные рычаги и добиться, чтобы ведомственные планы – на бумаге – были подготовлены в заявленные сроки. Но это не исправит ситуацию, поскольку результатом проекта должны быть не вовремя сданные документы, а реальное внедрение СПО.
Основная проблема – нехватка компетенции
Вообще, проблема нехватки компетенции – главный камень преткновения во внедрении СПО, с которым придется сталкиваться при выполнении практически каждого из мероприятий, предусмотренных планом. Недостаток компетентных специалистов в федеральных органах исполнительной власти помешает качественно провести инвентаризацию информационных систем и спланировать переход на СПО.
Нидерланды накопили много опыта в области использования СПО в государстве
Нехватка практики использования СПО в масштабах крупных государственных учреждений создаст проблемы как при формировании пакета программного обеспечения для нужд органов государственной власти (кстати, необходимость создания единого для всего органов власти пакета свободного ПО еще нужно обосновать, но этого пока никто не сделал), так и при планировании перехода и при самом внедрении. В этой связи очень настораживает, что в Плане отсутствуют мероприятия, которые были бы направлены на распространение положительного опыта. В России объективно мало опыта использования СПО – тем ценнее становится каждый случай положительного внедрения, который следует изучать, описывать и о котором следует информировать другие органы власти и бюджетные организации, находящиеся в аналогичных условиях. Практика Федеральной службы судебных приставов доказывает, что подобный опыт в России уже существует.
Использование СПО в Федеральной службе судебных приставов
По состоянию на август 2010 года Федеральная служба судебных приставов успешно выполнила ряд внедрений СПО, имеющих мало аналогов в практике федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Офисный пакет OpenOffice.org использовался на 47 000 рабочих мест, свободные операционные системы использовались более чем на 2000 рабочих мест. Предпринята модернизация специализированной АИС "Судебный пристав", позволяющая запускать АИС под управлением свободных операционных систем.
Возвращаясь к примеру Нидерландов, следует отметить, что в их плане действий специально предусмотрены мероприятия, связанные с обеспечением обмена опытом и информационной поддержкой проекта – этим занимается специальное программное бюро (Programme Office http://noiv.nl), специально сформированное для координации мероприятий в области ПО с открытым кодом и открытых стандартов. Российский план создания аналогичного координационного центра не предусматривает. Ежегодный отчет о состоянии и перспективах использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации, который предстоит совместно подготавливать Минкомсвязи и Минэкономразвития РФ, позволит компенсировать лишь долю той информационной и координационной работы, которой занимается нидерландское программное бюро и которая жизненно необходима в проекте подобного масштаба.

План – это сложный документ, преследующий целью решение амбициозных, но в целом выполнимых задач. Однако само по себе его принятие является лишь первым шагом к внедрению СПО в российских государственных учреждениях. Эффективность большинства положений плана будет зависеть от того, как будет конкретизирована постановка задач для отдельных мероприятий. Однако уже сейчас можно предвидеть – внедрение СПО в российских госорганах будет непростым делом, и организаторам проекта придется приложить недюжинные усилия, чтобы решить проблемы недостатка компетентных специалистов и повышения мотивации исполнителей. И отсутствие в плане выделенного координационного центра, т.е. группы компетентных специалистов, у которых бы постоянно "болела голова" об успехе проекта, пожалуй, является наиболее важным организационным упущением.