Спецпроекты

Лидеры САПР истребляют "двухмерку"

Бизнес Интеграция Бизнес-приложения
Мировые лидеры в производстве САПР давно агитируют пользователей переходить на 3D-моделирование. Но надо понимать, что САПР – это не разовое вложение в бизнес, а постоянные инвестиции. Многие ли к этому готовы?

Тройка ведущих лидеров PLM-индустрии: UGS, Dassault и PTC, - довольно давно и активно агитирует пользователей использовать всю мощь трехмерного моделирования для выполнения своих проектов. Но лишь когда к агитации присоединилась Autodesk, это направление получило действительно серьезный размах.

Именно Autodesk, ставшая компанией № 1 в области двухмерного черчения, катализировала переход с 2D на 3D. В то же время представители Autodesk уточняют, что компания предлагает не 3D вместо 2D, а 3D и 2D вместе. Во всех продуктах компании есть AutoCAD. Он просто поставляется со всеми 3D решениями по умолчанию. Именно потому, что без 2D жить невозможно – есть огромный круг задач, которые проще и эффективнее решить в 2D.

Система Autodesk позволяет смоделировать деталь с учетом всех особенностей материала
Система Autodesk позволяет смоделировать деталь с учетом всех особенностей материала

"Бои" идут с некоторыми потерями для Autodesk: клиенты не всегда переходят на Autodesk Inventor, а Solid Works и Solid Edge активно переманивают клиентов на свои продукты. Та же Solid Works взяла за правило публиковать довольные отзывы перешедших с Autodesk на их продукт под лозунгом: "Еще один клиент выбрал настоящий 3D, покинув Autodesk!".

Эти призывы делают свое дело, и сейчас переход с привычного 2D на 3D выглядит для "продвинутых пользователей" непреложной необходимостью, чем-то само собой разумеющимся, а тех, кто "продолжает упорствовать", объявляют дремучими людьми, окончательно отставшими от жизни, истина которой в 3D.

Однако непонимание, как правило, приводит к разочарованию. Чтобы этого избежать, необходимо точно знать, зачем вам 3D и какие преимущества вам принесет именно этот подход к проектированию. Если же вы точно решили совершить такую революцию в отдельно взятом конструкторском бюро, то следует тщательно выбирать ПО (программное обеспечение) и его поставщика.

В процессе выбора

Важным моментом при внедрении программ трехмерного моделирования является вопрос о соответствующем аппаратном обеспечении, ведь все рабочие станции должны соответствовать не столько минимальным требованиям к ПО, сколько рекомендуемым. Для плодотворной работы не стоит скупиться на дорогие комплектующие, в частности "оперативку" и "видеокарточку".

При выборе того или иного ПО не стоит верить никому на слово, тем более рекламным листовкам или заверениям продавца. Возьмите какой-нибудь тестовый пример (деталь, сборку), специфичную именно для вашей компании, и предложите поставщикам выполнить ее (пусть даже и небесплатно) или помочь вам в ее выполнении, при условии, что вы взяли ПО в опытную эксплуатацию. Если поставщик откажется это сделать бесплатно – ищите другого.

Опытная эксплуатация – очень важный момент в выборе любого программного обеспечения, подойдите к нему со всей серьезностью, и попробуйте не менее трех аналогичных продуктов. Только после этого вы можете сделать свое авторитетное заключение, но с самого начала четко поставьте сроки тестирования продукта и строго их придерживайтесь, иначе этот увлекательнейший процесс может растянуться на долгие годы. Помните, что других критериев выбора нет, иначе бы мы увидели полное и безоговорочное доминирование одного единственного программного решения на всех континентах.

При анализе учтите возможности того или иного вендора, обратите внимание, как долго он находится на рынке, числится ли он среди ведущих, не только по собственному мнению (все вендоры начинают свои пресс-релизы словами "… лидер в области САПР/ИТ/консалтинга и т.д."), но и в финансовом плане (никуда не денешься, во всем мире мерилом успеха уже давно стали дензнаки, придется к этому привыкнуть и России), насколько развита дилерская сеть, есть ли возможность оказания технической поддержки в вашем регионе.

За так называемым "экспресс-обучением", предлагаемым пользователям, прежде чем они определятся с САПР-платформой, на которой в дальнейшем будет строиться работа компании (некоторые продукты без обязательного обучения и не передаются в опытную эксплуатацию) частенько скрывается желание вендора сразу же начать зарабатывать на вас. К тому же продавец учитывает психологию покупателя: начав платить, вы не можете остановиться, иначе это было бы признанием собственной ошибки, за которую вы заплатили собственными средствами. Во всем мире уже давно пришли к выводу, что экспресс-обучение не несет никакой ценности. Среди работодателей широко распространена присказка: "…если кто-то из ваших сотрудников ушел на недельный тренинг – вы потеряли неделю".

Наращивайте количество рабочих мест постепенно, но последовательно, в рамках выбранной вами стратегии. Если удовлетворяющие вас решения одного поставщика не закрывают весь спектр задач, которые приходится вам решать, ищите/требуйте/платите за интеграцию с другими необходимыми вам приложениями.

Вы решились, приобрели. Что дальше? При освоении нового продукта до его максимально полного использования и появления определенных навыков у пользователей, обычно проходит порядка 1,5 месяца, и вы должны быть готовы, что производительность труда в этот период несколько снизится, будут попытки решить стоящие перед инженерами задачи более привычными "дедовскими" способами и инструментами. Но если вы уже пошли по данному пути, пройдите по нему до конца, только тогда вы сможете точно определить, достигнуты ли поставленные цели или нет.

Здесь же, в отличие от экспресс-обучения, сократить срок потери в производительности (примерно, на 2 недели) может качественное обучение опытным преподавателем. Не забывайте про этот аспект и решите для себя, что вам важнее: экономия денег на обучении или возврат вложенных средств с последующим их увеличением. Учтите и тот нюанс, что если ваши специалисты будут часто прибегать к услугам технической поддержки, которую многие вендоры/реселлеры оказывают бесплатно, поставщик рано или поздно предложит вам пройти обучение, а в случае отказа может потерять к вам всяческий интерес и будет прав.

Жизнь не стоит на месте, и в последнее время стало хорошим тоном выпускать по новой версии САПР каждые 1-2 года (некоторые компании выпускают и по два релиза в год), в которых оптимизируются существующие функции и добавляются новые. Если вы оформили годовую подписку на обновления или вам необходим появившийся в новой версии функционал, учтите, что ежегодно придется дополнительно привлекать средства для обучения персонала, с тем, чтобы он овладел этими функциями и увеличил эффективность своей работы.

САПР – это не разовое вложение в бизнес, а постоянные инвестиции, призванные приносить реальный доход. Требуйте от поставщиков экономическое обоснование внедрений и проверяйте этот результат, не относитесь к этому процессу как к простой формальности, ведь это "живые деньги", которые в следующий раз могут быть и не выделены, если результат не соответствует ожиданиям. И помните: САПР – это всего лишь инструмент, призванный повысить производительность труда сотрудников вашей компании, но иногда он указывает на острую необходимость использования новых технологий, которые неизбежно привносятся в проектирование и производство.


Тема месяца

Что делать ИТ-директору во время пандемии

Перед ИТ-руководителями встают задачи, связанные с обеспечением удаленной работы сотрудников.

Технология месяца

Какие трудности ждут сети 5G на предприятиях

Необходимо решить ряд вопросов,  в первую очередь — с обеспечением безопасности.