Разделы

Бизнес

InterSystems: интегрированная ИС помогает управлять регионом

Ориентация на создание в России единого информационного пространства госорганов приводит ко все большему числу проектов интеграции существующих информационных систем. В Красноярском крае недавно завершился первый этап интеграционного проекта, позволившего объединить 19 ИТ-систем разных структурных подразделений администрации и впервые в стране создать на этой основе прототип единой автоматизированной системы края. Возможно, вскоре АИС KrAI станет типовым решением для всех регионов РФ.

Стоит отметить также, что InterSystems и раньше неоднократно участвовала во многих гостендерах. У компании большой опыт работы в госсекторе – это и проекты на системе управления базами данных Caché для Пенсионного Фонда РФ, ГИБДД, РЖД, Службы занятости населения, Медико-социальной экспертизы, и проекты на Ensemble для администраций регионов РФ. "Однако в силу специфики нашего бизнеса в большинстве случаев мы участвовали в таких тендерах не самостоятельно, а вместе с нашими партнерами, разрабатывающими прикладные решения на базе наших технологий", - отмечает Виктор Абрамов. Так было и на проекте в Красноярске, где соисполнителем проекта стало НПО "Геометрия".

Три года за три месяца

Реализация проекта началась в середине сентября 2006 года, а в опытную эксплуатацию проект был сдан уже в середине декабря того же года. За эти три месяца удалось выполнить большой объем работ по реализации решения – от постановочной части до внедрения решения в департаментах и агентствах администрации края. "На проекте работали не только сотрудники InterSystems и красноярской компании НПО "Геометрия", - рассказывает Виктор Абрамов, - но и специалисты отдела развития ИТ департамента планирования и экономического развития администрации – без их знаний и опыта проект не мог быть выполнен в принципе".

Для осуществления проекта сначала необходимо было обучить специалистов администрации и НПО "Геометрия" технологиям InterSystems. Затем было разработано и утверждено техзадание на будущее решение, после чего команда приступила к его реализации. Задачами команды было создать систему ведения единых территориальных справочников и классификаторов (АИС ЕС), разработать централизованное хранилище данных и регистр информационных ресурсов Единой краевой информационной системы (АИС ИР), развить краевую систему электронного обмена и сбора данных (АССД). Необходимо было интегрировать 19 информационных систем, наполнить центральное хранилище данных системы тем количеством информации, которое обеспечило бы проведение опытной эксплуатации.

Схема работы "АИС KrAI"

Увеличить

"В рамках выполняемого этапа реализации проекта необходимо было создать инфраструктуру решения, - говорит Виктор Абрамов, - и отработать основные механизмы его дальнейшего развития и использования в администрации края".

Не обошлось и без сложностей. Одной из трудностей при выполнении проекта стала недостаточность нормативной базы с точки зрения регулирования информационного обмена между подразделениями администрации, администрацией края и муниципальными образованиями, администрацией и федеральными госструктурами. Это приводило к тому, что та или иная информационная система была недоступна для интеграции в решение.

Другой трудностью стала организация подготовки пользователей, их участия в формировании требований к системе, ее тестовой эксплуатации и т.д. из-за их высокой занятости. Приходилось работать с пользователями индивидуально, на что затрачивалось большое количество времени.

И третьей большой сложностью была разнородность информации об одних и тех же объектах управления в разных информационных системах, используемых подразделениями администрации. "Эта проблема была решена за счет формирования в центральном хранилище данных единых справочных систем и организации связи информации из интегрированных систем с этими справочниками, - говорит Виктор Абрамов. - Это обеспечило однозначное понимание, что речь в каждом конкретном случае идет об одном и том же объекте, независимо от того, как и в какой системе он представлен".

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

"К проблемам также отнесу необходимость освоения субподрядчиком нового инструментария в ходе разработки, - говорит Игорь Сапожков. – Решением стала постоянная консультационная поддержка со стороны генподрядчика – компании InterSystems. Другой сложностью стала интеграция использованных в составе системы готовых прикладных решений – АК "Прогноз", "Регион-24", АИС ММО – и источников данных с центральным хранилищем данных. Чтобы решить эту проблему, мы согласовывали многомерную модель данных, реализованную в хранилище Ensemble, с одномерной реляционной моделью готовых решений и фактически создали с нуля конвертор данных государственной статистики".

В итоге за три месяца команде удалось создать достаточно большой действующий прототип системы. Он уже сегодня решает множество действительно необходимых администрации края задач. Автоматизированы отдельные этапы бюджетного процесса; пользователи видят теперь объекты управления не "плоско", как они представлены в отдельных ИС, а многосторонне; вся информация может быть представлена на карте, что делает ее более наглядной; созданы и могут быть использованы общие справочники; обеспечен мониторинг некоторых критичных с точки зрения социально-экономического развития региона показателей – это позволяет принимать решение в короткие сроки и с минимальными затратами сил и средств.

"Наличие подобного решения обеспечивает построение единой взаимосвязанной ИТ-инфраструктуры администрации края, - считает Виктор Абрамов, - по сути дела позволяя построить краевое электронное правительство".

Работающий прототип

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Сегодня в администрации Красноярского края успешно работает промышленный образец программного обеспечения, снимающий основные технологические проблемы создания единой краевой информационной системы.

На основании данных, загруженных в центральное хранилище, прикладные программные модули системы позволяют решать задачи комплексного межведомственного анализа, к числу которых относятся мониторинг накопления и использования имущества на счетах балансодержателей, мониторинг эффективности услуг, оказываемых сетями бюджетных учреждений, задачи анализа показателей социально-экономического развития, задачи территориального планирования.

Сегодня система работает в режиме опытной эксплуатации с ограниченным числом пользователей (от 10 до 15 человек) в режиме обучения пользователей на рабочих местах. Проблемы переведены из технологической плоскости в организационную – отсутствие нормативной и организационной базы и регламентов межведомственного информационного взаимодействия, материальное, финансовое и кадровое обеспечение, каналы связи.