Разделы

Интернет Бизнес Интернет-ПО

ИКТ в образовании: какой шаг будет следующим?

Проекты, реализуемые в области российского образования, являются наиболее яркими примерами внедрения ИКТ в социальной сфере. Завершившееся в 2007 году подключение всех школ к интернету и предстоящая легализация ПО позволят вывести российскую систему образования на качественно новый уровень. О реализации этого и других проектов в образовательной сфере и сложностях, которые предстоит еще преодолеть, говорили участники круглого стола CNews "Роль ИКТ в образовании".

За 2 года реализации приоритетного национального проекта "Образование" было выделено около 30,2 млрд рублей на стимулирование инновационных программ российских образовательных учреждений. Более 50 вузов, 6000 школ и 60 учреждений начального и среднего профессионального образования получили дополнительные средства, позволяющие внедрять современные технологии обучения и развития учащихся. Уже сейчас известно о первых результатах этих программ. Например, в Государственном университете – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) была существенно модернизирована ИТ-инфраструктура, а в Вятском государственном университете создается супервычислительная кластерная система.

Межведомственная координация как двигатель прогресса

Основой существенных изменений, происходящих в сфере отечественного образования, является ряд программ по информатизации, в частности, программа РЕОИС (Развитие единой информационной образовательной среды), которая была реализована в 2001-2005 гг., а также программа ИСО (Информатизация системы образования), реализуемая с 2005 года на средства займа МБРР. В результате их выполнения удалось добиться значительного улучшения технической оснащенности российских школ. Например, количество школьников на один ПК снизилось с 500 до 80, кроме того, ряд школ и вузов были подключены к интернету. В период реализации РЕОИС было создано 17 образовательных порталов федерального уровня, разработано более 100 образовательных мультимедиа-продуктов, переподготовку в области ИКТ прошли более 220 тыс преподавателей.

Тем не менее, уровень использования ИКТ в образовании все еще оставался низким. Существующие электронные образовательные ресурсы в учебном процессе использовались слабо: во-первых, из-за недостаточного развития рынка электронных образовательных ресурсов в России вследствие отсутствия стандартов и единых требований к их разработке, а во-вторых, из-за недостаточной подготовки в области ИКТ основной массы преподавателей, которые не спешили перестраиваться на новые методы работы. Кроме того, проникновение ИКТ в сферу образования сдерживалось еще и тем, что на тот момент доступ в интернет имели чуть более 10% школ, в первую очередь из-за недостатка выделяемых средств. Кроме того, несмотря на то, что в рамках реализуемых ранее программ осуществлялись поставки компьютерного оборудования в школы, за прошедшие годы оно успело "морально устареть".

Как рассказал, выступая на круглом столе CNews "Роль ИКТ в образовании", заместитель директора Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России Михаил Лучинкин, в 2004 году на уровне министра информационных технологий и связи Леонида Реймана и министра образования и науки Андрея Фурсенко было принято решение о создании Межведомственного координационного совета. Именно совместные действия Мининформсвязи и Минобрнауки во многом помогли запустить те процессы, которые на сегодняшний момент и происходят в сфере информатизации образования. В частности, была разработана стратегия информатизации сферы образования, которая легла в основу Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года (ФЦПРО). Кроме того, в рамках Совета были сформированы требования к использованию информационных технологий в рамках приоритетных национальных проектов. По словам Михаила Лучинкина, "очень важно, что была достигнута точка соприкосновения – с одной стороны, мы устранили дублирование мероприятий в различных программах, а с другой стороны – эти программы стали взаимоувязанными".

В настоящее время сотрудничество Мининформсвязи и Минобрнауки продолжается как в рамках существующих проектов, так и в направлении их дальнейшего развития. Как отметил заместитель руководителя Федерального агентства по образованию (Рособразование) Вадим Лазутин, "мы нуждаемся в крупных системных проектах, которые были бы направлены на совершенствование процессов информатизации в сфере образования". "Эти предложения мы могли бы реализовать либо в рамках ФЦПРО, либо в рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", – добавил он. Стоит отметить, что в осуществляемых программах национального масштаба заложены достаточно большие возможности для реализации крупных проектов. В частности, по словам Вадима Лазутина, "по финансовым объемам ФЦПРО на 50% состоит из проектов по информатизации".

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Летом 2006 года в целях модернизации компьютерного оснащения учебных заведений совместным приказом Мининформсвязи РФ и Минобрнауки РФ была принята спецификация оснащения рабочего места школьника. В соответствии с этим документом, в современной школе должны быть установлены компьютеры с процессором, имеющим тактовую частоту не менее 2 ГГц, оснащенные оперативной памятью не менее 256 Мб и жестким диском объемом не менее 40 Гб. Компьютеры рекомендуется укомплектовывать 17-дюймовыми мониторами. Минобрнауки РФ еще в 2006 г утвердило стандарт оснащения школ ПК – в каждой школе должен быть компьютерный класс, предусматривающий следующую конфигурацию: для сельских школ 6 компьютеров плюс один для учителя, для городских школ – 12 ПК и один для учителя. Такой стандарт был утвержден исходя из среднего размера класса, чтобы на один ПК приходилось 2 ученика.

Во многих докладах, прозвучавших на круглом столе, отмечалось, что реализация проектов в сфере образования стала стимулом развития российской отрасли ИКТ в целом. В частности, аналитик CNews Analytics Сергей Шалманов подчеркнул, что "национальный проект "Образование" выступил катализатором преобразований в сфере инфокоммуникационных технологий".