Госпрограмма обеспечит энергоэффективность зданий
Общеизвестно, что вопросы эффективности экономики сверхактуальны для России. Мы существенно отстаем от развитых стран и в области производства, и, самое главное, в сфере коммунального обслуживания. Для того чтобы ликвидировать это отставание, необходима государственная программа автоматизации и повышения энергоэффективности зданий. Кроме того, нужно выработать надежные механизмы для ее реализации.В России в этой области отсутствует сравнительный анализ, комплексный подход - все то, чем славилась наша прикладная наука и техническая литература еще совсем недавно. А пользователи порой не способны самостоятельно сделать подобную оценку хотя бы применительно к своему объекту. Хотелось бы, чтобы государство понимало, что для независимой оценки даже типовых зданий, строений и сооружений потребуются средства и время, и находило бы ресурсы для этого. В отсутствие единого классификатора автоматизации зданий сложно ожидать, что государственные и частные заказчики решатся на необходимые инвестиции.
Cегмент ЖКХ рынка автоматизации зданий необходимо формировать
Следовало бы законодательно запретить использовать в государственных зданиях, строениях и сооружениях системы автоматизации и оборудование, которые не поддерживают открытые стандартные технологии, и сделать исключение для других систем только в том случае, если в результате государственной технической экспертизы будет доказано, что проприетарные технологии обеспечивают на данном объекте значительно более высокую энергоэффективность. Замечу, что основное оборудование открытых технологических платформ, как правило, взаимозаменяемо. Т.е. пользователь не попадает в зависимость от одного производителя, дистрибьютора или интегратора, а имеет возможность выбирать самое лучшее на рынке.
К счастью, положение на российском рынке автоматизации зданий не столь безвыходно. АСУЗ самого разного назначения активно создаются, количество реализованных проектов растет год от года, необходимого оборудования и интеграторов, способных выполнить требования самого привередливого заказчика, хватает. Однако, все эти решения пока не доступны сектору ЖКХ, и только государство может предложить нормальный законодательный выход, например, с путем внедрения мер субсидирования, взаимозачетов и т.п.
Таким образом, сегмент ЖКХ рынка автоматизации зданий необходимо формировать – и это четвертый пункт программы. Например, создать систему погашения процентов по займам на АСУЗ или хотя бы на повышение энергоэффективности. Конечно, можно просто подождать, пока жители хотя бы элитных домов начнут массово инвестировать в подобные системы. Пока же законодатель даже не определил степень обязательной энергоэффективности зданий даже для элит-класса, не упомянул про необходимость применять современные системы АСУЗ, т.е. не сделал самое простое и очевидное.
Следующий пункт программы можно было бы посвятить поддержке отечественных производителей средств автоматизации и оборудования, но делать этого второпях не следует. В сложной области автоматизации зданий определить энергоэффективность принимаемых решений невозможно, опираясь только на национальную идею. Здесь важно понять, что ввозить лучшие контроллеры из-за рубежа не стыдно, самое главное, чтобы проекты создавались в России. Что нельзя оставлять самую огромную в мире страну с самыми трудными по климатическим условиям территориями без стратегии комплексного развития автоматизированных систем зданий, строений и сооружений.
У технического сообщества имеется сложившееся мнение о том, что главное – концепция автоматизации и энергосбережения на объекте, а не использование определенного оборудования. Концепция должна учитывать не только общие цели заказчика всего объекта, но и достаточно простые параметры стоимости, качества, сложности и эффективности вложений в создание АСУЗ, плюс параметры стоимости эксплуатации и энергоэффективности в кВт/ч на кв. м в год.
Поэтому пятый пункт – обязательная разработка методических материалов, позволяющих проводить выбор вариантов АСУЗ. А пока таких таблиц и комплексных сравнений нет, оценивать инвестиции в АСУЗ и энергоэффективность только с точки зрения одной цены за оборудование не правильно. Хорошо, если потом не придется дорого заплатить. Кстати, нужные параметры не приводятся и в описаниях созданных проектов, что весьма затрудняет их сравнение и правильную оценку.
Техническое обучение и популяризация в СМИ
Шестой пункт программы и, пожалуй, основная на сегодня проблема – технические кадры и обслуживание этих сложных систем. Инновационные и энергоэффективные инженерные системы зданий постоянно усложняются, и существующие в настоящее время вузы не в состоянии подготовить необходимое число специалистов. Да и специальности, близкие к автоматизации зданий, имеются сейчас только в трех высших учебных заведениях. Центры обучения, которых также не много, организуют платные курсы, но они далеко не всем по карману.
В такой ситуации весьма востребованной могла бы стать программа самообразования инженеров, которые хотели бы повысить свою квалификацию по направлению АСУЗ и энергосбережению. Но, к сожалению, шагов по ее подготовке пока не предпринимается. Конечно, для создания такой программы необходима государственная поддержка, но и сами компании, работающие на этом рынке, должны принять активное участие в реализации подобных учебных программ.
В заключение хотелось бы сказать, что нашей стране необходимы и "умные" дома, и интеллектуальные здания, как не раз заявляли высшие руководители. Но более всего нам нужны здания с энергоэффективными АСУ - ведь просто клише "умный" дом далеко не всегда означает эффективный.