Госпрограмма обеспечит энергоэффективность зданий
Общеизвестно, что вопросы эффективности экономики сверхактуальны для России. Мы существенно отстаем от развитых стран и в области производства, и, самое главное, в сфере коммунального обслуживания. Для того чтобы ликвидировать это отставание, необходима государственная программа автоматизации и повышения энергоэффективности зданий. Кроме того, нужно выработать надежные механизмы для ее реализации.Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что здания должны строиться как современные и энергоэффективные объекты. Такие здания являются комплексными системами и создаются в соответствии с множеством требований, начиная от строительных и заканчивая экологическими и социальными. С точки зрения использования автоматизированных систем управления зданиями (АСУЗ) повышение энергоэффективности - один из основных доводов в пользу применения таких систем. Хорошо, когда руководители и принимающие решения инвесторы разбираются в общих вопросах влияния АСУЗ на эксплуатацию зданий. В этом случае они обязательно сформируют необходимые технические требования по повышению энергоэффективности еще на стадии проектирования конкретного объекта. К сожалению, так происходит не всегда.
Президент РФ назвал задачу повышения энергоэффективности и модернизации энергетической системы страны приоритетной
Для решения этой проблемы должна быть выработана и принята соответствующая государственная программа, которая будет понятна не только специалистам, но и простым жителям домов в городах и селах. Кроме того, необходимо создать надежные механизмы для ее реализации. Подобная программа автоматизации и повышения энергоэффективности зданий может состоять из нескольких основных пунктов.
Политическая воля, законы и стоимость
Во-первых, это решимость высших руководителей страны и готовность административного аппарата на местах. Политическая воля руководства страны в данном вопросе налицо. Президент РФ назвал задачу повышения энергоэффективности и модернизации энергетической системы страны приоритетной. Принимаются законы, постановления и программы. В 2010 году эта тема стала очень популярной в СМИ. Разумеется, рынок автоматизации зданий в связи с этим тоже не забыт, но содержательность и глубина публикуемых материалов оставляет желать лучшего.
Для примера рассмотрим федеральный закон №261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 года. В нем, к сожалению, совсем нет упоминания об АСУЗ. Понятно, что винить в этом только разработчиков было бы не правильно. Но, тем не менее, факт остается фактом.
Тем же законом предусматривается, в частности, установка в зданиях приборов учета использования воды, природного газа, тепловой и электрической энергии. В этом году прошло очередное увеличение коммунальных тарифов, в следующем также намечается их рост примерно на 15%. В конце лета Минрегион обнародовал новую редакцию правил предоставления услуг ЖКХ. В соответствии с этими правилами квартиросъемщики, которые не оборудуют свои квартиры к 1 января 2013 года счетчиками на электроэнергию, холодную и горячую воду, газ и тепло, будут платить за потребляемые услуги по увеличенному до 4 раз тарифу. Но это только первый шаг, который предполагает стимулирование энергосбережения. Государственная политика должна быть подкреплена подзаконными актами, продолжена приказами, распоряжениями и новыми документами, в том числе для расчетов с населением. И пока законодатель и чиновники не сделают этот второй шаг, простым пользователям установка счетчиков может приносить только головную боль, а не экономию денег. Ярким примером является так называемый "умный" дом в Жулебино, о котором СМИ много писали в сентябре-октябре прошлого года.
Во-вторых, последние оценки экспертов рынка ЖКХ показывают, что стоимость установки счетчиков на одну квартиру может достигать 15-20 тыс. рублей. С учетом того, что они должны регулярно поверяться и заменяться примерно через 5-6 лет эксплуатации, эти расходы непосильны для многих россиян, особенно в регионах. Государство до сих пор не предложило реальную схему, которая бы помогла небогатым россиянам решить эту проблему. Такое государственное регулирование и стимулирование отсутствует. Нет схемы льготного кредитования под эти программы или государственной системы снижения налогообложения на подобное оборудование, технические решения и производство систем АСУЗ. Наконец, для самих многоквартирных зданий, которые будут оснащаться подобными системами, не предусматривается никаких льгот. Страховые компании и их капитал также не участвуют в этом процессе.
Технические и законодательные аспекты формирования рынка
В-третьих, необходимо определиться, какие протоколы и интерфейсы планируется использовать в нашей стране, например, для объединения счетчиков в доме в рамках создания систем учета ресурсов ЖКХ. А для объединения систем отдельных домов в пределах одного района? Пока никаких технических регламентов и ГОСТов в этой области не существует, и о сроках их разработки ничего не известно. На просторах нашей огромной страны за несколько лет при таком подходе может сформироваться "технический Вавилон".
А ведь установка приборов учета энергоресурсов - это начало автоматизации здания. Какой протокол будут использовать домашние счетчики, такой, скорее всего, и будет целесообразен во всей квартире, а значит и во всем "умном" доме. Если протоколы будут разными, то задача диспетчеризации квартир и домов существенно усложнится технически и станет более затратной. Разумеется, диспетчеризация и полная автоматизация квартир и домов ЖКХ - задачи не первой необходимости, но задумываться над их решением следует уже сейчас. Поэтому жаль, что в федеральном законе №261 даже не упомянуты открытые и стандартные технологии (например, KNX, LonWorks и BACnet) как наиболее предпочтительные для использования в системах домашних приборов учета. И тут мы сильно отстаем, например, от европейских стран, которые уже определили свой выбор в пользу KNX.
Следующий момент, который очень важен для заказчиков и пользователей, – выбор производителя контроллеров для систем автоматики. Это непростая задача. Нельзя, например, слепо доверять рекламному проспекту, где говорится, что контроллеры Х дают 25% экономии тепла. Ведь и неспециалистам понятно, что из подобных "маркетинговых материалов" вовсе не следует, что контроллеры другого производителя Y дадут только 20% экономии, и, следовательно, нельзя сделать вывод, что использование оборудования X на 5% энергоэффективнее оборудования Y.