Разделы

Интернет

E-learning растет на демографических дрожжах

Сегодня e-learning развивается в мире довольно динамично. Причин этому несколько. Если не учитывать моду на новые технологии, а также финансирование со стороны международных доноров в этой отрасли, то развитию этой области служат, с одной стороны, увеличение количества компаний, имеющих разветвленную систему филиалов, а с другой — демографический фактор и, как следствие, рост числа студентов во всех странах мира.

Наталия Соболева: В России пока нет сформировавшейся потребности в e-learning, но есть острая проблема эффективного обучения сотрудников

Наталия Соболева: В России пока нет сформировавшейся потребности в e-learning, но есть острая проблема эффективного обучения сотрудниковНа вопросы CNews ответила Наталия Соболева, генеральный директор Competentum.

CNews: Насколько перспективным, на ваш взгляд, является рынок дистанционного бизнес-обучения в России? Кому интересен такой вид обучения?

Наталия Соболева: В настоящее время мы видим большой рост программ дистанционного бизнес-обучения во всем мире, например, уже 95% университетов в США предлагают дистанционные формы обучения, в том числе и бизнесу. В России этот процесс еще только начинается, но нет сомнений, что для нашей страны с ее огромными просторами, небольшой плотностью населения и динамично развивающейся экономикой дистанционное бизнес-обучение будет развиваться очень быстро. Современная экономика, основанная на знаниях, требует непрерывного повышения квалификации, обучения без отрыва от работы, предполагает доступ к последним разработкам и опыту ведущих международных бизнес-школ. Все это невозможно сделать без дистанционного обучения, использующего электронные формы обучения и ИТ-технологии. Сегодня, когда мы говорим о современном дистанционном обучении, мы, конечно, имеем в виду именно такие его формы (часто употребляется англоязычный термин e-learning).

По объему и учебным целям можно выделить долгосрочные программы бизнес-обучения, такие как MBA, получение второго высшего образования и т.д., и краткосрочные тренинги, направленные на выработку необходимых в работе практических навыков, сертификацию, тестирование и т.д.

Долгосрочные программы интересны как отдельному сотруднику, так как это путь к получению дополнительного образования и повышению своей стоимости на рынке труда, так и компаниям, которые реализуют программы такого обучения, как правило, для руководителей высшего звена. Краткосрочные тренинги очень выгодны компаниям в связи с тем, что нацелены на получение быстрого эффекта и подходят для массовых профессий. При этом для компаний одним из основных преимуществ e-learning также является возможностью организовывать, управлять и контролировать процесс обучения сотрудников.

CNews: Как вы считаете, что может заставить компании тратить больше денег на обучение персонала? Помогает ли дистанционное обучение сэкономить?

Наталия Соболева: Основными двигателями в этом процессе являются экономический рост в России, движение в регионы ведущих российских компаний, вызывающее повышенный спрос на обучение большого числа работников по всей стране и демографическая ситуация, нехватка человеческих ресурсов и, как следствие, перегрев кадрового рынка, трудности с поиском "готовых" специалистов.

Потенциал роста корпоративного обучения и тренингов в России очень высок, достаточно упомянуть, что в США затраты на тренинг одного сотрудника в среднем составляют 231 доллар в год, в Европе в среднем 86 долларов, а в России всего около 2,5 доллара на человека.

Дистанционные формы обучения, конечно, могут помочь компаниям более эффективно проводить массовое обучение, аттестацию, тестирование сотрудников и существенно при этом экономить. Сотрудник может проходить обучение, не покидая рабочего места; не нужно приглашать строннего тренера и тратить время на обработку результатов – все процессы автоматизированы.

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

CNews: Насколько западные СДО конкурируют с российскими разработками? Всем ли нашлось место на рынке?

Наталия Соболева: При выборе СДО компании должны учитывать не только функциональность программы, но и комплекс услуг по внедрению, поддержке, поставке и разработке электронных курсов. В этом смысле западным СДО, даже "условно бесплатным", трудно конкурировать с отечественными разработками и компаниями. С другой стороны, крупные российские компании с развитой ИТ-структурой ожидают глубокой интеграции СДО со многими бизнес-процессами компании.

Например, для компаний, ИТ-стратегия которых основана на платформе Microsoft, естественным выбором является решение для поддержки обучения персонала на базе MS Office SharePoint Server 2007, которое предлагается нашей компанией, — Competentum. ShareKnowledge.

CNews: Какие разработки в области e-learning, на ваш взгляд, наиболее перспективны?

Наталия Соболева: Мне кажется, что у предприятий нет отдельной потребности в e-learning, но есть острая проблема эффективного обучения сотрудников и целенаправленного управления их уровнем знаний и компетентности. Таким образом, мне кажется, что наиболее перспективны в этом смысле комплексные решения и программы, в том числе и программы смешанного обучения (blended learning). Комплексное решение для компании должно содержать мощную систему управления компетенциями и обучением в компании, включать или обеспечивать интеграцию со многими необходимыми кадровыми системами ( оценка, аттестация, модель компетенций) а также предоставлять большой набор электронных курсов и авторское средство для их создания.