Разделы

Телеком Бизнес Мобильная связь ИТ в торговле

Элдар Разроев: "Евросеть" не занимается агрессивными поглощениями

Компания "Евросеть" известна на рынке своей неординарной политикой ведения бизнеса. В интервью с корреспондентом CNews президент компании "Евросеть" Элдар Разроев рассказал об основных тенденциях рынка мобильных телефонов, о состоянии компании и об ее планах на будущее.

CNews: В последние время со стороны контролирующих органов резко возросла активность в отношении ввоза телефонных трубок. По данным таможенной службы до 20% продаваемых в России трубок – серые. Как вы можете охарактеризовать рынок "серого" импорта в России? Ведь часто именно вокруг вашей компании разрастаются слухи о претензиях со стороны государственных структур? Можете ли вы это прокомментировать?

Элдар Разроев: Трансформация рынка произошла в августе прошлого года. Бизнес всегда живет по тем правилам, которые устанавливает государство. Если люди, наделенные государственной властью, говорят, что ввозить можно по одной схеме и это будет стоить столько, а можно и по другой, это будет стоить дороже, бизнес по определению не может выбирать более дорогой путь. Поэтому все, что происходило, это происходило благодаря государственным структурам, а не вопреки. Тем не менее, в августе произошел слом рынка. Теперь вне зависимости у кого и что ты купил, за все спрашивают с продавца. Мы приняли во внимание новые условия и стали ввозить товар самостоятельно, не используя услуги специализированных импортеров. Однако и тут мы столкнулись с препятствиями. И тот инцидент, который произошел с компанией Motorola, показывает, что нам хотели объяснить, что даже в новых условиях все равно надо договариваться. Вмешательство действительно ответственных людей в нашем правительстве помогло вернуть ситуацию к исходному состоянию, телефоны нам были возвращены. Тем не менее, часть телефонов под надуманным предлогом была якобы уничтожена, но эти потери нам возместила Motorola. Будет она разбираться со своими потерями или нет, нас не касается. Таким образом, это был экзамен на нашу адекватность в новой ситуации, который показал, что мы ввозим товар абсолютно легально, соблюдая все установленные государством порядки.

Элдар Разроев: На сегодняшний момент мы гарантируем, что наша цена не выше, а во многих случаях ниже, нежели в других салонах связи=
Элдар Разроев: На сегодняшний момент мы гарантируем, что наша цена не выше, а во многих случаях ниже, нежели в других салонах связи

Сейчас мы все товары ввозим самостоятельно, и даже если что-то мы все-таки покупаем на территории России, то в нашем договоре с поставщиком есть фраза – что он перед нами отвечает всей стоимостью контракта за правильность ввоза товара.

CNews: Цены на сотовые телефоны в ваших салонах продаж меньше чем в ряде других специализированных магазинах. Какова ваша ценовая политика?

Элдар Разроев: На сегодняшний момент мы гарантируем, что наша цена не выше, а во многих случаях ниже, нежели в других салонах связи. Но в большей мере мы гарантируем, что человек покупая у нас товар, получит положительные эмоции, а не отложенные проблемы. Мы на сегодняшний момент единственный ритейлер, у которого действует так называемая "Программа 14 дней". Когда в течение этого времени клиент может обменять или отдать телефон, если он его чем-то не устроил. Кроме того, мы единственный ритейлер, у которого поддерживаются два года бесплатного сервисного обслуживания. Поэтому цена – это не главное преимущество "Евросети".

CNews: "Евросеть" известна своей агрессивной работой на рынке. Лишь за последние 1,5 года вы приобрели около десятка сетей связи. Планируете ли вы продолжить стратегию поглощений? Например, для региональной экспансии. Вообще, какие планы у вас в этом направлении?

Элдар Разроев: Нет, это неправда. Мы просто активно покупаем. А на счет агрессивно – это не про нас. В нашей истории не было ни одного недружественного поглощения. Более того, даже когда мы вели переговоры с некоторыми компаниями о покупке, мы могли сделать экономическую ситуацию такой, что эти салоны связи могли бы захотеть продаться намного быстрее и по меньшей цене. Мы никогда этого не делали. Когда мы вступали в переговоры о покупке компании, мы не позволяли себе какие-то шаги, которые могли бы повлиять на эти переговоры, или которые можно было бы расценить как давление.

На сегодняшний день мы сформировали структуру группы таким образом, что нашим акционерам принадлежат две компании – "Евросеть" и "Ультра". И эти компании по всей вертикали абсолютно разведены. И сейчас, "Евросеть" – это та часть бизнеса, где мы близки к насыщению. Для себя мы установили предел – 45% рынка, за который мы никогда не переступим. На наш взгляд, доля рынка выше этого порога вредна и для рынка, и для самой компании. Но у "Ультры" есть потенциал для дальнейшего роста. Соответственно, если будут какие-то интересные возможности для поглощения, то они будут осуществляться этой компанией.

CNews: Компания "Евросеть" неоднократно заявляла о желании провести IPO. Однако сроки размещения постоянно откладываются – сначала это был конец 2006 года, потом 2007, а сейчас уже 2008 год. С чем связаны постоянные задержки, насколько вообще состоятельны эти заявления?

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Элдар Разроев: IPO могло состояться в этом году, может состояться и в следующем. Стоит отметить, что IPO – это не самоцель. Наши акционеры приняли решение развиваться в сторону трансформации компании из частной в публичную. Но чтобы это сделать, необходимо выполнить ряд очень важных факторов. Во-первых, компания должна быть определенным образом структурирована, и ее структура и деятельность должны быть прозрачными для инвесторов. Прозрачность компании должна быть доведена до очень высокого уровня, потому что требуется аудит большой четверки. Это достаточно жесткая процедура, которая делает компанию практически полностью прозрачной для инвесторов. И конечно, трансформация компании от вольной до компании, готовой к IPO – это не простой путь.

Мы начали делать определенные шаги в этом направлении фактически даже до того, как акционеры пришли к пониманию необходимости IPO. И практически с середины 2004 года мы методично занимаемся совершенствованием наших внутренних процедур для того, чтобы привести компанию к этому состоянию. Существует множество параллельных процессов, которые должны завершиться в следующем году. По результатам компания будет иметь определенное качество, которое потом позволит ей успешно провести IPO.

CNews: Какие задачи стоят перед компанией на следующий 2007 год? Как вы планируете их реализовывать?

Элдар Разроев: У нас очень активно развивается зарубежье. Следующий год будет годом интенсивной экспансии на рынок СНГ и страны Балтии. Мы там из стадии стартапа перейдем в стадию управляемого роста и повышения эффективности работы. Кроме того, в следующем году мы планируем выйти и на рынки дальнего зарубежья. Работы думаю, будет много.

Ольга Захаркина / CNews