Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Единая система НСИ: найдется все

Не секрет, что в процессе развития бизнес прибегает к различным учетным системам, которые обращаются к одной нормативно-справочной информации. Но она разрознена, зачастую дублируется, нужные сведения трудно найти. Решить эти проблемы способна единая система управления.

С развитием бизнеса и усложнением организационных структур у многих российских предприятий зачастую возникают серьезные проблемы с наличием большого количества учетных систем, которые решают различные задачи, но используют при этом одну и ту же нормативно-справочную информацию (НСИ).

Например, бухгалтерский учет и согласование документов чаще всего ведутся в разных системах, но должны использовать при этом один и тот же справочник договоров и контрагентов. При такой ситуации единая точка ввода данных отсутствует, и справочники ведутся разрозненно. В случае возникновения потребности в построении отчетной системы компания сталкивается с проблемами дублирования и дополнительной проверки данных. Так, в системе согласования договоров контрагент может называться ООО "Рога и Копыта", а в бухгалтерских программах – "Рога и Копыта " ООО. В результате разработчикам приходится решать задачи по распознаванию таких дублей.

Что касается учетных систем, то они не настроены на качественный ввод справочных данных, их классификацию и удобный поиск по различным атрибутам. Особенно эти недостатки критичны для справочника товарно-материальных ценностей, отсутствие контроля ввода дубликатов которого приводит к увеличению складских запасов и, как следствие, к росту затрат на приобретение товаров. Закупщик просто не смог найти нужный товар на складе, поскольку в учетной системе нет удобного механизма поиска.

Все это приводит к нескольким проблемам. Во-первых, нет единого хранилища справочных данных. Затем, нет возможности получить сквозную отчетность по различным бизнес-процессам заказчиков. Например, нельзя увидеть ход согласования договоров и дебиторскую задолженность по одному и тому же контрагенту. Кроме того, невозможно представить справочные данные в иерархическом виде, классифицировать их. Также трудно настроить штатными средствами удобный поиск справочных данных для различных целей и групп пользователей. Вследствие всех этих причин растут затраты и складские запасы ТМЦ.

Создание системы управления НСИ

Внедрение системы управления нормативно-справочной информацией – это целый комплекс мероприятий, который не ограничивается внедрением программного обеспечения.

Помимо стандартного перечня действий (анализ бизнес-процессов ведения справочников, настройка программного продукта и т.д.) необходимо выполнить работу по анализу атрибутного состава и классификации, которая устроила бы все области деятельности предприятия-заказчика.

Система НСИ не может заработать "с нуля", соответственно необходимо выполнить выверку исторических справочных данных компании.

Именно в этом кроется основная проблема, с которой сталкивается компания при внедрении системы управления НСИ. Как правило, объемы исторических данных значительны, а сами они задублированы, не полны, не классифицированы. Привлечение к этой работе специалистов предприятия-заказчика могло бы стать наиболее логичным и удачным решением, но чаще всего такой путь невозможен ввиду их занятости. Поэтому проблему приходится решать уже не средствами системы НСИ, а в большей степени с помощью ручного труда исполнителей проекта.

НСИ – это не только хранение данных. Такое ПО позволяет согласовывать процесс внесения изменений, для чего необходимо разработать схему согласования и создать регламентные документы по ведению справочников.

ИИ радикально изменил правила игры процессного офиса
цифровизация

Таким образом, внедрение этой системы представляет собой целый комплекс технических и организационных мероприятий, направленных на наведение порядка в справочниках предприятия.

В результате реализации этого комплекса мероприятий клиент получает единое хранилище справочных данных; расширяемый атрибутный состав, без необходимости программирования и дополнительных затрат; расширяемый классификатор справочных данных – в систему НСИ можно включить новый справочник, создать для него классификатор, настроить атрибутный состав и все это без необходимости дополнительных затрат. Кроме того, появляется согласованный механизм ведения справочников – ввод, изменение и удаление справочных данных происходит через процесс согласования. Этот механизм позволяет не только согласовывать, но и контролировать изменения, так как можно видеть историю изменения данных (кто менял, когда менял, предыдущее значение до изменения и т.д.). Немалую пользу принесут и обновленные регламенты ведения справочных данных.

Управление НСИ по-новому

Появление в недавнем прошлом продукта Product Information Management (PIM), разработанного корпорацией Oracle для централизованного ведения справочников, расширило возможности интеграции данных из различных информационных систем. Формально продукт является одним из приложений комплекса Oracle E-Business Suite (OEBS), но в действительности вполне может успешно использоваться и отдельно, без внедрения других приложений OEBS.

Полностью избавиться от зависимости от иностранного ПО до сих пор не удалось
импортонезависимость

Наглядно продемонстрировать этот подход можно на примере проекта, реализуемого сейчас на одном из крупнейших российских предприятий в сфере электроэнергетики. Проект является одним из первых внедрений в России целого комплекса продуктов Oracle, закрывающих все потребности в области эффективного управления НСИ.

Система окажется еще более ценной для предприятий, корпоративная информационная система которых работает на основе OEBS. Такие предприятия смогут исключить работу по настройке и загрузке стандартных справочников (оргструктура, план счетов, сотрудники, единицы измерения, валюты и т.д.), а также интеграцию линейных справочников.

Управление НСИ на практике

Вышеупомянутый клиент использует в своей работе ряд информационных систем ("1С", Documentum и др.) для учета товарно-материальных ценностей, договоров и др. справочников. Начиная проект по созданию системы НСИ, необходимо определить средоточие "правды" – место, где будет находиться единая для всех этих систем информация. Базовым ПО для создания такого "источника правды" становится Product Information Management Data Hub.