Разделы

Безопасность

Детекторы лжи зачищают персонал

Многие крупные компании сегодня тщательно заботятся о своей безопасности. И кроме высоких профессиональных навыков, от сотрудника требуется честность, отсутствие криминального прошлого и связей в криминальном мире. Стандартная проверка документов и собеседование не всегда дадут полный результат. Посему в компаниях ищут инновационные решения проблемы. Одним из таких является внедрение детекторов лжи. На полиграфе тестируют всех принимаемых на работу сотрудников.

Оградить компании от случайных людей

Полиграфные проверки персонала начали активно проводить 3-4 года назад. Раньше это были единичные случаи. "В Санкт-Петербурге эта услуга только начинает пользоваться популярностью, в Москве это уже обычная практика, - говорит Алексей Цыганков, бывший начальник службы безопасности компании «Ультра Стар», - когда эта компания только создавалась, приходили на работу родственники, знакомые, и был дружный и сплоченный коллектив, где все обо всех знали. Потом фирма начала очень быстро развиваться, и необходимо было набрать много людей на материально ответственные должности. У нас открывалось по 10, 12, 15 магазинов в месяц. Казалось невозможным качественно проверить большое количество сотрудников за короткий промежуток времени. Но справиться помог полиграф".

Сейчас, кроме компании «Ультра», полиграф используют компании «Евросеть» и West Telecom. В West Telecom и «Ультра» теперь работают собственные специалисты-полиграфологи, выпускники Всероссийской национальной школы детекции лжи. Известно, что в ряде банков сотрудники проходят полиграфную проверку. Но их руководство предпочитает об этом не распространяться. Ни в одном из банков нам не стали опровергать или подтверждать эту информацию. Не захотели распространяться о полиграфных проверках сотрудники компании Quest Software и руководители сети кофеен «Кофе хауз». Хотя, по неофициальным данным, подобные проверки там проводятся регулярно.

Сотовые ритейлеры за детекторы

В основном услугами полиграфологов пользуются руководители компаний, занимающихся мобильным ритейлом. "В наших центрах связи в основном работает молодежь, - рассказывает полиграфолог компании West Telecom Эдуард Бычков, - всегда есть риск, что кто-то может начать работать налево, кто-то – воровать. После полиграфных проверок гораздо спокойнее стало работать не только работодателю, но и коллективу. У нас сократилось число непорядочных людей, уменьшилась текучка кадров. Изменилось отношение сотрудников к проверкам на детекторе лжи. Если раньше она воспринималась как насильственная процедура, то теперь все поняли, для чего это надо и идут «под полиграф» добровольно".

Категорически против использования детектора лжи высказалось руководство сети магазинов «Пятерочка». Одним из аргументов против полиграфной проверки является мнение о ненадежности исследований, проводимых на детекторе лжи.

"Как психолог я имею свое мнение в отношении полиграфа, - сказала директор по персоналу сети магазинов «Спортмастер» Наталья Яковлева, - Я не считаю его стопроцентно достоверным. А психологический стресс, которому подвергаются сотрудники во время проверки на полиграфе, оценивается очень высоко. К тому же, детектор лжи может применяться только с согласия самих людей. Мы не имеем права обязать наших сотрудников садиться под полиграф. А проверять выборочно не имеет смысла".

Учебный курс «Применение полиграфа (детектора лжи) в кадровой работе» 18 октября

Другие руководители полагают, что «порядочность» - одна из составляющих понятия «профессионализм». "У нас детектор лжи не используется, нет такой необходимости, - говорит руководитель отдела персонала компании «Транзас» Анна Скворцова, - Основные наши сотрудники – разработчики, и нам важны их профессиональные качества, а не их правдивость. К тому же, настоящий профессионал не предаст свою компанию.

Русский смарт-сити среди Кавказских гор
ИТ в госсекторе

Некоторые руководители предпочитают строить отношения с подчиненными на доверии. "У нас никогда не возникала такая идея – проверять данные наших сотрудников столь необычным способом, - рассказала нам помощник генерального директора сети кофеен «Идеальная чашка» Татьяна Безобразова, - мы обходимся элементарной проверкой документов и, конечно, главное – доверие".

Чтобы обезопасить себя, некоторые руководители предпочитают собственные методы контроля. Как сказала помощник коммерческого директора сети магазинов «Мебель-сити» Евгения Сатолкина: "Полиграф не используем и не собираемся. У нас работают только свои, проверенные люди, которых мы давно знаем, поэтому у нас все спокойно".