Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы

Что дают информационные технологии вашему бизнесу?

Александр Мурадян, руководитель направления "эффективность информационных технологий" компании Коминфо Консалтинг

Споры о пользе и вреде компьютерных технологий по накалу ничуть не уступают политическим скандалам и экономическим дрязгам. Но только по накалу. Аргументы "за компьютерные технологии" убедительно опровергаются луддитами начала XXI века. Для этого рисуются красивые графики, приводятся результаты многомесячных исследований. Однако сторонники технологий имеют не меньше ответов, столь же убедительно звучащих и подкрепленных соответствующими изысканиями. Кто из них прав? По-своему правы обе стороны.

Безусловно, самым большим шоком для любителей компьютерных технологий было в свое время сообщение, что затраты на ИТ не имеют прямого отношения к росту доходов. Поэтому причины использования высоких технологий другие. Основная из них - не дать конкурентам вырваться вперед в оснащении себя цифровыми новинками. Эта корпоративная логика малость уводит в сторону... Гонки вооружений. Возможно, сравнение резкое, но другое не отражает столь полно ажиотаж по поводу оснащения "себя, любимого" технологиями. Естественно, все решает порядок. Как в свое время легионы Рима успешно побеждали варваров за счет порядка и лучшего качества, вернее унификации оружия, так и современная компания, не желающая выглядеть ретроградом, должна вкладывать средства в технологии. Наличие грамотно организованной системы сбыта своей продукции еще не означает, что фирма будет благоденствовать. Чтобы получить преимущество перед конкурентами, необходимо иметь более быстрый доступ к оперативной информации о своем бизнесе. И, соответственно, быстрее информацию обрабатывать. Если еще учесть факт, что большинство компаний действует в условиях достаточно жесткой предметной конкуренции, тогда причина "раздутых ИТ-бюджетов" становится ясна. По данным различных консалтинговых компаний ИТ-бюджет у американских фирм доходит до 12 процентов от оборота в год. В России расходуют на ИТ значительно меньше - до 1,5 процентов оборота. Однако наблюдаются тенденции увлечения бюджетов, в отличие от США, где происходит существенное снижение расходов на ИТ.

Основная проблема которая стоит перед компаниями, правильно определить размер бюджета на ИТ. И во время его формирования трудно предсказать, в каком направлении прыгнет норовистый мустанг компьютерной эволюции. Поэтому в бюджет следует закладывать не только прямые расходы на оборудование и сервис, но и риски, исходящие от производителя оборудования и программного обеспечения, связанные с перечисленными ниже факторами. Существенный вес имеет такой показатель, как динамика развития рынка. Незрелость рынка, следствием которой могут быть маркетинговые войны, наподобие демпинга, приводит обычно к ориентации производителей на краткосрочные инвестиционные программы. А это влечет за собой сокращение "второстепенных" статей расходов (например, на сервис). Предметная конкуренция приводит к уменьшению затрат на предпродажную "обкатку", приводящее к появлению на рынке "сырых" изделий, доставляющих головную боль ИТ-работникам потребителя. Наконец, ориентация на "ажиотажную" модель (когда товар после стадии ажиотажного спроса не переходит в стадию устойчивого спроса, а заменяется другой моделью с более привлекательными характеристиками). Эти факторы приводят к возрастанию рисков неверного формирования бюджета ИТ.В связи с этим хотелось бы получить ответы от "генераторов компьютерной гонки" на приведенные ниже вопросы:

  • Когда станет возможно избавляться от устаревшего оборудования за приемлемую цену и с минимальными временными затратами?
  • Когда произойдет улучшение интерфейсов без возрастания требований к мощности компьютера, не только для профессионалов, но и для пользователей с невысоким образовательным цензом?
  • Когда наступит время упрощения доступа к коммуникационным возможностям?
  • Когда будут облегчены процедуры диагностирования неисправностей и ликвидации проблем программного обеспечения и аппаратуры?
  • Когда, наконец, появятся приемлемые методы и информация по определению ценовых эквивалентов производительности и эксплуатации?

Список вопросов можно продолжить. Ясно одно. Попытки "двигать свет цифровых технологий" без наличия четкого определения прямых и косвенных затрат приведут к падению спроса на компьютеры. И разочарованию от "революционных" технологий. Покупая автомобиль, потребитель легко узнает, что максимальная скорость - n километров в час, потребление бензина - m литров на 100 километров. В относительных величинах - это стоимость одного километра. В абсолютных - цена эксплуатации за определенное число лет и потеря стоимости за конкретный срок и интенсивность эксплуатации. А в компьютерных технологиях пока все вкривь и вкось. И все усилия компьютерных компаний сделать правильный ход напоминают попытки включить свет в темной комнате, тыкая пальцем наугад. И неизвестно, в розетку попадешь или в переключатель.

При этом ИТ можно считать своеобразным комплексом витаминов для бизнеса. Слишком мало - нет эффекта, много - только вред. А мертвому и вовсе не надо.