Разделы

IBS

Цифровой барьер

Цифровой барьер в его первоначальном значении – это отсутствие доступа к интернету, компьютерам, мобильным устройствам у определенной социальной группы людей или у страны. В настоящее время ситуация кардинально изменилась благодаря технологическому прогрессу и широкому внедрению ИКТ и новых аппаратных и программных средств и решений, однако появилось и много новых цифровых барьеров, ограничений, связанных с недостаточной цифровой (компьютерной) грамотностью и/или неумением в полной мере использовать предоставляемые современной техникой услуги и возможности. Цифровые барьеры и ограничения являются основой цифрового неравенства, ЦН (Digital divide) и их устранение или, по крайней мере, смягчение должно стать важным шагом в развитии информационного общества и цифровой экономики.

Цифровой барьер в его первоначальном значении – это отсутствие доступа к интернету, компьютерам, мобильным устройствам у определенной социальной группы людей или у страны

Цифровые барьеры – это глобальная проблема, которая рассматривается и решается на международном уровне, в том числе в ООН. В качестве примеров цифровых барьеров можно назвать следующие:

  • доступ: наличие, отсутствие или ограниченность доступа к интернету. Доля интернет-пользователей в России – 81% от общего числа граждан;
  • ценовая доступность: разрыв между богатыми и бедными влияет на доступность ИКТ и обусловливает разницу в плане внедрения технологий как между регионами в рамках страны, так и между странами;
  • возраст: пожилые люди, как правило, используют ИКТ в меньшей степени, чем молодые;
  • пол: существует устойчивая гендерная разница в уровне использования ИКТ;
  • пропускная способность сетей передачи данных: Россия, по данным за 2017 г., находится на 24 месте в Европе и на 44 месте в мире по средней пропускной способности сетей связи – 11,8 Мбит/с;
  • инвалидность – это дополнительные ограничения при использовании ИКТ, особенно актуальные для России, в которой, по данным Росстата, на 1 января 2018 г. зарегистрировано 12,1 млн человек всех групп инвалидности;
  • образование: низкий уровень образования – одна из фундаментальных проблем, требующих решения для преодоления цифровых барьеров;
  • место нахождения: жители сельских и отдаленных районов часто находятся в невыгодном положении с точки зрения скорости и качества цифровых услуг по сравнению с горожанами;
  • полезное использование: важно, чтобы люди реально могли использовать свой доступ к ИКТ в полной мере, например, для получения государственных и муниципальных услуг.

Почему это важно для бизнеса?

В целом забота об устранении цифровых барьеров лежит на государстве, которое реализует для этого специальные целевые программы типа «Интернет в каждую школу и больницу». Однако ИТ-компании и особенно их ассоциации в меру своей социальной ответственности могут существенно помочь государству и гражданам путем проведения мероприятий и собственных программ, направленных на снижение цифровых барьеров.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация