Разделы

ПО Бизнес Российское ПО

Полюс холода помогает программистам

В последние несколько лет ИТ-компании Республики Саха (Якутия) стали специализироваться на разработке игрового ПО. Сейчас на 1 млн жителей приходятся 32 такие организации. У лидеров этого сегмента растут обороты, увеличивается количество пользователей. В Якутии зародился своего рода кластер по производству компьютерных игр и продуктов, связанных с виртуальной реальностью. Оказалось, что экспортный потенциал самого большого региона России – это не только алмазы и прочие природные ресурсы, но и информационные технологии. В 2017 году главный отбор стартапов от «Сколково» взял свое начало в Якутии.

Советник президента фонда «Сколково» Пека Вильякайнен: Почему авторитарность лидеров российских компаний препятствует инновациям

Советник президента фонда «Сколково», известный финский предприниматель Пека Вильякайнен, которого Стив Балмер прозвал за настойчивость «Финским Конем», рассказал CNews о принципах принятия решений об инвестировании бизнеса, отличиях венчурных российских инвесторов от иностранных, а также причинах, по которым авторитаризм руководителей российского бизнеса вредит инновациям.

CNews: Какие основные задачи сейчас стоят перед «Сколково», видоизменяются ли они?

Пека Вильякайнен: Наша задача — генерировать новые инновационные рабочие места. Многим вокруг уже стало понятно, что выполнение этой задачи влияет на будущее России. Еще три года назад журналисты спрашивали, что такое стартап. Теперь понимание базовых вещей находится на более высоком уровне, и понятие «стартап» имеет еще и просветительское значение.

Присутствие кризисных явлений в экономике не всегда однозначно плохо. В Финляндии после распада Nokia на рынок хлынули сотни талантливых инженеров и менеджеров, и это поддержало другие компании.

CNews: Какими принципами вы руководствуетесь, принимая решение, инвестировать в проект или нет?

Пека Вильякайнен: У меня на этот счет есть три опорных правила. Первое: инвестирую в проекты с международным потенциалом, а не предназначенные только для внутреннего рынка. Пусть не сразу, но на какой-то стадии развития продукт должен предполагать международную экспансию.

Пека Вильякайнен: Если я вижу управляющего, который хочет только получить деньги,
а все остальное он вроде как знает, я ему говорю «проваливай»

Второе, я хочу видеть огонь в глазах команды и руководителя, они должны быть готовы к обучению. На начальной стадии проект несовершенен, поэтому команда должна гибко подходить к процессу освоения и продвижения и новых задач.

Ну, и заключительное условие – подход руководителя к делу. Если я вижу управляющего, который хочет только получить деньги, а все остальное он уже вроде как знает, я ему говорю «проваливай», с такими общаться не буду. Культура лидерства очень важна для России. Я инвестировал в российские компании с международным потенциалом, но внутри компания управляется одним тоталитарным лидером, который держит все в своих крепких руках. Сотрудники ждут только приказа, они строятся по струнке, не проявляют инициативы. Правильными решениями в компании являются только решения лидера. Лидер не может быть успешен во всем маркетинге, продажах, производстве. Коллектив, основанный на авторитаризме, катится в никуда.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

CNews: Обычно российские нацпроекты достаются только крупным корпорациям. В таких условиях сложно растить национальных чемпионов, потому что менее крупные, но инновационные компании оказываются последними в списках получения средств. Какое ваше мнение на этот счет?

Пека Вильякайнен: Такая проблема существует во многих странах. Иногда у крупных компаний появляются проблемы, когда надо улучшать производительность, а не только зависеть от продажи сырья. Топ-менеджеры начинают думать, как сэкономить, что закупить, какие установить системы, улучшающие производственный процесс. И в этот момент маленькие стартапы становятся интересными.

Во времена больших бюджетов инженеры корпораций хотели все делать самостоятельно. В тоже время, когда нужно эффективно решить задачу малыми средствами, начинается усиленный поиск новых решений. Одна из проблем России, на мой взгляд, – это действующее законодательство о госзакупках. Государство не может приказывать размещать заказы у стартапов. Но если перед этими организациями поставить цель модернизировать технологии, то логично воспользоваться возможностями стартапов. Если бы я смог предложить изменить законодательство о госзакупках, я бы изменил требования к претендентам со стороны инновационных предприятий, сделал бы условия менее жесткими, чтобы малые предприятия могли предлагать свои услуги.

CNews: В чем отличие российских венчурных инвесторов от иностранных?

Пека Вильякайнен: Роль инвестора в России и Кремниевой долине понимают по-разному. Когда в Кремниевой долине венчурный фонд подключается к проекту, он хочет активно участвовать в инновационной деятельности предприятия. Изучает проекты, сопровождает его на разных стадиях. В России это выглядит так: я тебе дам деньги, через три года принеси больше. И забывают про этот бизнес на отведенный срок.

Предприниматели в России тоже не любят, чтобы им диктовали, как вести дела. Однако предпринимателю нужна помощь не только деньгами, но и консультациями, советами. Поэтому российские венчурные фонды часто прогорают, теряют свои деньги. Необходимо сменить роль венчурных компаний и переориентироваться на роль бизнес-ангела, которая сейчас более значима. Я не отдам свои деньги венчурным компаниям, которые строят свой расчет на инвестиции по экселевским таблицам.

Антон Кураш