Разделы

ИТ в госсекторе

Приоритеты ИТ в госсекторе: сегодня – контроль и надзор, завтра – умные города

Государственные ведомства и регионы продолжают развивать текущие ИТ-проекты и строят планы на будущее. Ключевым направлением развития ИТ в госсекторе в ближайшие годы станет автоматизация контрольно-надзорных функций. Расширяется государственно-частное партнерство (ГЧП). Эти и другие темы обсудили участники состоявшейся 12 ноября 2015 г. в рамках CNews Forum 2015 секции «ИКТ в госсекторе: новые условия».

Вячеслав Солопов: Информатизация госсектора движется в сторону систем на базе открытого кода

По мнению Вячеслава Солопова, директора по консалтингу «Консист Бизнес Групп», лидеры ИТ-рынка накопили опыт в использовании свободного программного обеспечения (СПО), и сегодня кооперация в этом направлении может помочь успешно решить масштабные задачи информатизации госсектора.

CNews: Какие задачи стояли перед госсектором в сфере ИТ в последние годы?

Вячеслав Солопов: Одна из центральных и важнейших задач государства в сфере ИТ – сделать взаимодействие госорганов с населением комфортным для граждан, упростить и ускорить процессы получения госуслуг. В этой области за последние 3–4 года совершен настоящий прорыв, и интенсивная работа продолжается. Сегодня в крупных городах страны и регионах качество предоставления госуслуг населению выросло в разы: мы уже привыкли, что большинство насущных вопросов решается через МФЦ, функционирует множество информационных систем и порталов органов государственной власти. Наблюдается переход на следующий уровень развития ИТ в государственном секторе, когда на первый план выходят задачи открытости данных, межведомственного взаимодействия, поддержки принятия решений, информационной безопасности.

CNews: Какие новые тренды сформировались в последние годы?

Вячеслав Солопов: Одна из важнейших задач – коммуникационная. В государстве накоплено большое количество информационных систем, баз данных, хранилищ, в которых собрана информация о гражданах: от статичных ИНН и СНИЛС до крайне динамичных – объема потребления различных услуг и предпочтений. Сейчас основные усилия ИT-стратегов направлены преимущественно на повышение качества информации и ее доступности для граждан: прежде всего мы говорим о задачах более тесного взаимодействия между госорганами, которое нельзя построить без унификации нормативно-справочной информации на государственном уровне в частном случае и разработки типовых решений для аналогичных государственных задач.

В числе трендов, сформировавшихся в последнее время, – постепенное движение в сторону создания информсистем на базе технологий так называемого открытого кода или свободно распространяемого программного обеспечения (СПО). Лидеры рынка накопили опыт в использовании СПО, и кооперация может помочь успешно решить масштабные задачи госсектора. Это косвенно затрагивает и вопросы безопасности систем. Решение этих вопросов продолжает быть актуальной задачей для участников рынка развития и сопровождения программно-аппаратных комплексов.

Отдельно стоит коснуться вопросов взаимодействия государства и бизнеса. В этом сегменте идет процесс «отраслевой централизации» путем создания информационных систем (портал госзакупок, государственные информационные системы топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства и др.). В них многие процессы априори прозрачны и унифицированы. Таким образом можно выстраивать взаимоотношения с бизнесом, регулировать сложные, стратегические и социально значимые рынки.

Важный тренд, тесно связанный с информатизацией госструктур, – работа над повышением эффективности государственного управления: внутренняя и межведомственная оптимизация и стандартизация процессов, постоянное совершенствование работы госорганов. Бизнес давно использует механизмы повышения эффективности, и сейчас мы наблюдаем, что эта тенденция появилась и в государственном секторе. В текущей экономической ситуации, следствие которой – сокращение бюджетов, эта задача будет актуальной.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

CNews: Как вы видите перспективы развития этих трендов с учетом нестабильной экономической ситуации?

Вячеслав Солопов: В ближайшей перспективе ключевыми останутся задачи межведомственного взаимодействия и обмена данными, обеспечение безопасности систем и планомерный переход на СПО или отечественные аналоги зарубежных технологий. Тренд на коммуникационную составляющую в противовес массовому созданию новых глобальных систем экономически обоснован: ведомства накопили большой объем информации по своим направлениям и отраслям, и развитый обмен качественными данными откроет возможности для следующего цикла в развитии ИТ в государственном секторе.

В области управления ИT-проектами, в том числе и для бизнес-сегмента, наиболее разумно будет двигаться шаг за шагом – планировать проекты с понятными целевыми показателями на финише и достаточно короткими сроками реализации. Сейчас это дает гораздо больший эффект и помогает вовремя реагировать на быстро меняющиеся внешние условия, быстро получать отдачу и значимые результаты.

CNews: На какой период должна быть рассчитана ИТ-стратегия для того, чтобы вероятность ее реализации приближалась к 100%?

Вячеслав Солопов: Особенность формирования ИТ-стратегии заключается в том, что приходится опираться на долгосрочные цели и перспективы и учитывать факт быстрой смены технологий. Инновации за последние 20 лет полностью изменили многие сферы нашей жизни, породили новые рынки, открыли новые горизонты. ИТ-стратегия может и должна обновляться каждые 5–7 лет. При этом ближайшие цели, рассчитанные на период до двух лет, должны быть максимально конкретны, достижимы и направлены на решение конкретных целевых задач долгосрочной перспективы. Важно, чтобы стратегия содержала и бизнес-цели, и функциональный объем, и технологические ориентиры.