Разделы

Телеком B2B

Бизнес ждет безопасного мобильного доступа к учетным системам

Большинство топ-менеджеров используют мобильные устройства в бизнес-целях. Более половины таким образом просматривают корпоративную электронную почту, треть - осуществляет доступ к корпоративным ресурсам. При этом бизнесу необходим оперативный доступ к ERP и аналитическим системам. Однако его организация способна существенно усложнить работу ИТ-департамента в целом и службы ИБ в честности.

ИТ-директора становятся проводниками мобильности в бизнесе. Хотя одновременно их же мнение является сдерживающим фактором распространения использования смартфонов и планшетов в корпоративной среде.

Такой вывод можно сделать на основании данных исследования, проведенного компанией "Астерос", в ходе которого были опрошены 48 CIO и 38 топ-менеджеров крупных российских организаций. Выборка не столь велика, чтобы быть репрезентативной, однако позволяет сделать интересные заключения.

Традиционно ИТ-директора являются противниками мобильности, поскольку она поднимает на новый уровень требования к информационной безопасности. "С точки зрения информационной безопасности, извне лучше пользоваться личной почтой, не заходя в корпоративную систему. Обычно нет таких управленческих решений, которые не могли бы подождать, пока руководитель доберется до офиса. Но возможностей вмешаться в работу информационной системы через внешние каналы масса", – транслирует традиционную точку зрения председатель совета директоров компании "Дымов" Вадим Дымов.

Однако оказалось, что осознание новых проблем не означает отказ от новых возможностей. Более половины CIO сами являются активными пользователями смартфонов и планшетов. "Следует рассматривать отношение ИТ-директоров к принятию мобильных бизнес-решений в контексте каждой отдельной организации, тем более для России с ее традиционно вертикальной структурой управления. Но тенденция к расширению использования мобильных устройств в бизнесе, несомненно, существует, и для наших реалий мнение CIO будет решающим", – считает аналитик исследовательской компании IDC Россия/СНГ Виктор Цыганков.

"Когда ИТ-директора ощущают себя причастным к развитию бизнеса компании, а не выполняют только обслуживающую функцию, они нацелены на результат, достижение которого в конкурентной среде возможно только с использованием современных инструментов, – рассказывает Евгения Григорьева, руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента компании "Вымпелком". – На сегодня лидирующие позиции занимают технологии, в основе которых лежат мобильные решения, начиная от банальных мобильных телефонов/смартфонов с базовыми функциями, заканчивая, но не ограничиваясь, инструментами доступа к корпоративным сетям, базам данных, корпоративным приложениям и системам мониторинга".

При этом выяснилось, что, по мнению опрошенных, в ближайший год число обладателей планшетов сравняется с количеством пользователей смартфонов. Сейчас планшет зачастую применяется в качестве второго мобильного устройства, которое используется наряду со смартфоном. "Проникновение мобильных устройств в корпоративную среду в курьерских службах, риэлторских агентствах, страховых компаниях, - то есть в тех компаниях, бизнес которых связан с мобильными сотрудниками, может достигать более 50%", - считает Евгения Григорьева.

Сколько CIO используют мобильные устройства в бизнес-целях

Источник: "Астерос", 2011

Много говорится о том, что основная цель использования мобильных устройств – оперативный доступ к корпоративной почте (63%). Так оно и есть. Однако оказалось, что 33% опрошенных следует второму по значимости тренду – пользуется доступом к корпоративным ресурсам. Ранее аналитики озвучивали более низкие показатели.

Цели использования мобильных устройств

Источник: "Астерос", 2011

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

Распространенное мнение о росте числа угроз информационной безопасности при использовании мобильных устройств не оказалось решающим препятствием для их применения. Главная причина – бизнес не чувствует потребности в мобильности и оперативности (42%). Во всяком случае, в той степени, чтобы потратиться на покупку смартфонов, установку специальных приложений и оплату расходов на связь. "У нас нет корпоративной мобильной связи. Если сотрудник не готов потратить 50 рублей, чтобы общаться со своим начальником по мобильному телефону, требуя, чтобы ему ее оплачивали, то это ненормальная ситуация. У нас достойная зарплата, которая позволяет сотрудникам самостоятельно оплачивать свои расходы на мобильную связь", – категоричен председатель совета директоров "Алтайэнергобанка" Сергей Востриков.

Препятствия для использования мобильных устройств в бизнесе

Источник: "Астерос", 2011

Мнение CIO относительно влияния мобильных устройств на работу ИТ-департамента неоднозначно. 25% респондентов оценили влияние проникновения мобильных устройств в корпоративную среду положительно. "ИТ-отделы приблизились к тому, что могут выполнять свою работу в режиме 24\7. Теперь они не откладывают решение проблем, а работают над ними тогда, когда это требуется бизнесу", – утверждает ИТ-директор "Видео Интернешнл" Алексей Свирский. 37% считают, что мобильные устройства не влияют на работу ИТ-подразделения. Еще 38% уверены, что массовое использование в компании смартфонов и планшетов усложняет работу ИТ-департамента, так как требует пересмотра действующих в компаниях ИТ-процессов.

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

Бизнес-руководители, как и CIO, используют мобильные устройства в основном для доступа к электронной почте и корпоративным ресурсам. Однако прослеживается явный интерес к приложениям классов ERP и BI в "мобильном" формате. Треть топ-менеджеров хотела бы иметь дистанционный доступ с мобильных устройств к бизнес-приложениям, учетным и аналитическим системам, почти половина – участвовать в электронном документообороте с правом визирования.

Потребности бизнеса в работе с мобильными устройствами

Источник: "Астерос", 2011

Очевидно, что существует разрыв между потребностями бизнес-пользователей в поддержке работы мобильных устройств и той поддержкой, которую оказывает ИТ-департамент. При этом ИТ-подразделения осознают эту задачу. Поэтому организация поддержки мобильных устройств пользователей – первоочередная задача для ИТ-департаментов.

"Сегодня проникновение мобильных приложений в российскую корпоративную среду уже заметно, это относится и к снижению стоимости устройств, и к расширению предложения вендоров приложений. Но взрывного роста мобильности ожидать, скорее всего, не следует, так как отрасли экономики, в которых "массовая мобильность" сыграла бы роль безусловного конкурентного преимущества, в России развиты сравнительно слабо", – оценивает перспективы Виктор Цыганков.

Наталья Анищук